Денис ОРЛОВ
Фото Степана ШУМАХЕРА и Вадима ЧЕРНЕЦКОГО

В музее Авторевю пополнение — легендарная Победа. Символ эпохи, достижение державы, сокрушившей гитлеровский фашизм. От дебюта Победы нас отделяет 66 лет — целая человеческая жизнь. Реставраторы прошли этот путь за год, восстановив машину в полном соответствии с первоначальным видом.

Причины, по которым старые машины обретают новых хозяев, часто грустные. Вот и прежний владелец этой Победы много лет тому назад поставил машину в музей Авторевю на ответственное хранение, а вскоре умер. Затем его племяннице срочно потребовались средства на операцию — и серая Победа ГАЗ М-20 выпуска 1954 года (номер шасси 0124725, номер кузова 96296) перешла в собственность редакции.

Машина выглядела прилично — и кузов, и агрегаты, и даже рулевое колесо и пластмассовые детали, что встречается редко. Ведь тогдашний пластик был недолговечным — со временем на ободе руля проступал липкий, напоминающий иней, белесоватый налет. То ли испарялся пластификатор, то ли виноваты бактерии, пожиравшие органический наполнитель, но шоферы говорили, что на руль «напала чума». Происходило это под воздействием солнечных лучей и сырости. Спасались от «чумы», на стоянках накидывая на руль и приборную панель какую-нибудь тряпку и протирая обод… тормозной жидкостью. И все же детали из такого материала со временем начинали крошиться, так что на большинстве восстановленных автомобилей уже давно ставят аккуратный «новодел». А на этой можно было оставить часть «родной» пластмассы.

Передние лонжероны (так называемая полурама) с установленными на них брызговиками и распоркой (на снимке установлена только одна) оказались в приличном состоянии

Кузов прошел пескоструйную обработку, ржавые фрагменты заменены новыми, далее — выравнивание поверхности, грунтование и покраска

Но как ни хороша кажется старая машина, а для реставрации ее нужно полностью разобрать. И тут начинаются открытия.

Зазоры между кузовными панелями Победы порой разнились на сантиметры! На заводе дефекты штамповки и сварки выводили свинцово-оловянным припоем

Прогнившие куски дверного проема вырезали
и вваривали вместо них новые, точно соответствующие по размеру и профилю

В чем-то реставраторов можно уподобить археологам. К примеру, в старых машинах выпуска 50-х годов часто находят денежные купюры под задним сиденьем — водители иногда подкладывали «трешку» справа и «пятерку» слева на удачу. Этакое суеверие, замена нынешних иконок на «торпеде», немыслимых во времена господства марксизма-ленинизма.

А вот такими оказались «родные» крылья: увы, в негодном состоянии

В крылья от автомобиля Warzsawa, которые использовали как запчасти, вварили торцевые элементы от ГАЗ М-20, отличающиеся местами крепления фар и подфарников — и шпаклевать, шпаклевать...

Передний амортизатор — рычажный — подготовлен к установке на автомобиль

Корпус воздушного фильтра перед покраской

В этой Победе тоже нашлись «артефакты»: обивка переднего сиденья скрывала под собой располовиненные части ватной телогрейки защитного цвета, а когда расплели дерматиновые чехлы задних рессор, оказалось, что рессоры вдобавок обернуты обрезками гимнастерки. Время было не сахар, многие и «на гражданке» донашивали офицерские галифе или выцветшие гимнастерки, а затем добротным сукном можно было обмотать рессоры, чтобы подольше держалась между листами графитовая смазка.

После подготовки кузов помещают в покрасочную камеру: нитрокраска менее стойкая и долговечная, поэтому выбор пал на «акрил»

Мотор оказался «родным». Только вот головку блока цилиндров съела коррозия! Плохой антифриз заливали. А он, ежели не менять, быстро превращается в щелочь и беспощадно разъедает алюминий.

Дотрудившийся до первого ремонтного размера двигатель предстояло серьезно лечить. Искать новую головку, хонинговать цилиндры... Хорошо, что новые поршни (подходят от ГАЗ-52) и шатуны еще можно найти в магазинах запчастей.

Отреставрированный двигатель на поперечине передней подвески в ожидании «свадьбы» — установки на кузов. Агрегаты в сборе будут заведены под кузов, и двигатель окажется в моторном отсеке

В работе мастерам постоянно приходится сверяться со справочной литературой

Кстати, о запчастях. Одна из деталей победовской подвески выпускается до сих пор, причем ведет свое происхождение еще от «эмки» ГАЗ-11-73! Это резиновая втулка рычага и проушины стойки заднего амортизатора, номер по каталогу 11-18078. У этой Победы ходовая часть оказалась в неплохом состоянии, и все же перебирать подвеску пришлось полностью.

Интересно, что натяг конических подшипников ведущей шестерни главной передачи именно у этой машины регулировали не заводскими шайбами (которые, видимо, негде было взять), а «самогрызом» из сталеасбестовой прокладки головки блока. Однако толщина была подобрана грамотно, и задний мост дослужил до наших дней в сохранности.

Карбюратор К-22А перебран и промыт, а изношенные части заменены

От того, как восстановлен прерыватель-распределитель, во многом зависит бесперебойная работа мотора

После пескоструйной обработки кузова (делали ее в мастерской «Колеса истории» Евгения Магакова, лучшего, пожалуй, сегодня специалиста по Победам) вскрылась масса проблем, скрывавшихся под эмалью. Что-то пришлось заказывать заново — как, например, коробы несущего каркаса кузова. Что-то восстанавливали сами: буквально по крупицам достраивали крошившиеся под пальцами водоотводный желоб в проеме багажника, нижние части дверей, привалочные места под крылья...

Победа обретает очертания. После крепления проводки установлен силовой агрегат, мосты и идет сборка моторного отсека

Моторный отсек. Под характерной передней деталью кузова (называемой «колпаком облицовки радиатора») стоят два тональных сигнала С-6 и С-7. Откроем описание: «Сигналы… дают звук различной высоты и при настройке звука могут иметь интервалы кварта или большая терция»

Кузов Победы оказался кривым, как стены в московской новостройке: некоторые крупные детали слева и справа разнились даже не на миллиметры, а на сантиметры! Огрехи штамповой оснастки и посредственное качество отечественного холоднокатаного листа в те времена компенсировали лужением, килограммами накладывая на кузов припой.

Тщательно прочищенные и прокрашенные листы рессор нужно промазать графитовой смазкой и обернуть в дерматиновые чехлы

Коробка передач установлена, карданный вал подсоединен. Прежде чем привинтят кожух, нужно установить часть тяг управления коробкой

То же и с салоном. Возьмем, к примеру, деталь, именуемую в каталоге «Кант отделочный рамки ветрового окна с держателем в сборе». Он представляет собой плоскую ленту из влагостойкого картона с нашитым по кромке кантом. Конструкторы предусмотрели на ленте клиновидные вырезы, позволявшие детали изгибаться и лучше ложиться по контуру рамки лобового стекла. Предусмотрели и вырубки, облегчавшие сборку оконной рамки на саморезах. Но в жизни рабочий, подгоняемый неумолимым сборочным тактом, просто проходился по картону ножом, на глазок подрезая кант, — и переходил к следующей операции: конвейер не ждет!

Смонтировать ветровое стекло из двух половинок — нелегкая задача

Перемычки ветрового окна — покоробленная старая и фрезерованная новая

Хромированные детали в защитной упаковке ждут своего часа

Или, допустим, проектировщик закладывает крепление внутренних обивок дверей к металлической части пистонами, по 28 на каждую переднюю и по 19 на каждую заднюю дверь. Равномерно расположенные по периметру пистоны должны были обеспечить плотное прилегание обивки. Но влагостойкий картон плохо принимает изгибы внутренней панели двери, «играет». И пистоны летят. В результате на каждую обивку их оставили всего три, расположив так, чтобы они не столько прижимали обивочную панель к двери, сколько обеспечивали ее центровку.

Сдержанно-торжественный стиль ушедшей эпохи. Обод руля сохранил оригинальную пластмассу, а детали приборной панели — уже из новодельного пластика. Шкалы приборов отреставрированы, но центральная табличка с надписью «Автозавод им. Молотова» специально не перекрашивалась

А что делать реставраторам — повторять подобные «рацпредложения» или воспроизвести первоначальный инженерный замысел? За каждым из путей своя логика, но что окажется ценнее в историческом разрезе?

Выводить неровности металла не рихтовочным оловом, а волосяной шпатлевкой пришлось вынужденно — так и не нашлось нужных специалистов. А для покрытия кузова использовали современную акриловую краску вместо «нитры» или глифталевой эмали тех времен: она более стойкая. Но цвет оставили оригинальный — его определили по крышке перчаточного ящика, где под широкой декоративной накладкой сохранился не выгоревший на солнце и не затертый тряпками участок эмали.

Диваны были полностью разобраны, после чего получили новую набивку и обивку

Полка багажника подлинная — эта деталь у Победы изготовлена из фанеры

А заливать ли кумачовым цветом поле у хромированных декоративных накладок с надписью «Победа»? Большинство реставраторов так и поступают. Следы красной эмали остались и на табличках этой машины. Все точки над «i» расставил заводской чертеж, где четко прописано: «Окрашивается в цвет кузова». А покраснели таблички позднее, примерно с середины 1955 года.

Дефектовка декоративных деталей отделки салона перед сборкой

До 1955 года поля у боковых накапотных табличек окрашивались в цвет кузова

Отдельная проблема — это крепеж или, выражаясь скупым языком заводского каталога, нормали. Но и здесь отыщется место лирике! Трудно вообразить, какое разнообразие болтов, винтов, гаек, шайб, заклепок, шпонок, скоб и прочих подобных элементов обитает на просторах победовского кузова! Помимо метрических встречаются дюймовые — явное наследие старины Форда. Одни винты щеголяют кокетливыми чечевичными головками с декоративным покрытием, другие — скромные и неприметные трудяги. Большинство обозначается в каталоге согласно ГОСТу, диаметром и длиной в миллиметрах, но встречаются и загадочные позиции: «винт по металлу с полупотайной головкой №8». И понимай как знаешь!

Каждая деталь восстановлена бережно и с исторической достоверностью

Головоломок и работы хватило всем. Кто-то занимался цинкованием деталей (современный цинк оседает глянцевым желтовато-зеленым слоем или похожим на хром, а старый был серый, матовый), кто-то пропаивал треснувшие трубки латунного радиатора, кто-то подыскивал обивочную ткань «рубчиком» и подходящие по ворсистости ковры (в чертежах они значатся как «игольчатый трип» типа «Прима»)...

Результат года тщательной работы пятерых опытных мастеров представлен на стенде Авторевю на осенней Олдтаймер-галерее в Крокус Экспо. Во сколько обошлась редакции машина, подсчитать сложно: только одна покраска стоила около 400 тысяч рублей, хромирование наружного декора — еще 330 тысяч...

Но оно того стоило. Потому что это — Победа.


Евгений Сергеевич Бабурин

Помимо общего руководства проектом выполнял токарные и фрезерные работы. Среди прочего фрезеровал фасонную стойку ветрового окна из цельного куска латуни взамен пришедшей в полную негодность прежней, литой из цинкового сплава. «У нас не было цели кого-то удивить, но Победа — значительная веха в истории отечественного автомобилестроения. В коллекции Авторевю просто необходимо иметь эту машину».

Николай Михайлович Жук

Реставрировал салон, включая изготовление новых деталей по заводским чертежам (сиденья, обивки, изготовление уплотнителей), комплектовал нормали.
«Приходилось разгадывать настоящие загадки. Скажем, как окрашивался кузов Победы — с задними крыльями в сборе или порознь? И какого цвета в ином случае должны были идти прошвы, отделяющие крылья от фартука кузова?»

Евгений Алексеевич Гущин

«Старший по машине», как его зовут соратники.
Занимался восстановлением двигателя, коробки передач, электрооборудования, жестяными и сварочными работами, окончательной сборкой.
«До разборки машина производила впечатление ухоженной, однако многое пришлось менять — к примеру, передние крылья пришлось заменить на детали от польского аналога Победы, автомобиля Warszawa, аккуратно вварив в них победовские передние куски, куда крепятся фары и подфарники: у Победы и Варшавы они отличаются»

Вячеслав Авксентьевич Никулин

Очищал от накипи и грязи радиатор, восстанавливал передний и задний мосты, главную передачу, рессоры, рулевой механизм.
«По мне, восстанавливать серийную машину надо такой, какая она была. Ведь одним движением напильника убираются следы технологии изготовления, но на конвейере-то напильников не было! Интересно, что у карданного вала Победы шлицевое соединение установлено не на переднем конце, где, казалось, оно лучше защищено от пыли, а на заднем. Оказалось, так удобнее для обслуживания, поскольку верхний карданный шарнир утоплен глубоко в тоннель кузова».

Валентин Павлович Сапожник

Производил слесарные, токарные, сварочные, жестяные работы. Восстанавливал дверные и капотные петли, реставрировал панели моторного отсека и передней облицовки.
«Поразило богатство отделки автомобиля, сделанного сразу после окончания войны. В стране — разруха, а тут оконные рамки «под дерево», натяжной потолок с шумоизоляцией, «печка», обдув ветрового стекла, пышный пластмассовый декор».

Паспортные данные
Автомобиль ГАЗ М-20 Победа
Тип кузова 4-дверный седан
Число мест 5
Размеры, мм длина 4665
ширина 1695
высота 1640
колесная база 2700
колея спереди/сзади 1355/1362
Объем багажника, л 1465
Снаряженная масса, кг 1840
Двигатель бензиновый, карбюраторный
Расположение спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, см3 2120
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 82,0/100,0
Степень сжатия 6,2:1
Число клапанов 8
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 52/38,2/3600
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 122,6/н.д.*
Коробка передач механическая, 3-ступенчатая
Привод на задние колеса
Передняя подвеска независимая, пружинная,
на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска зависимая, рессорная
Передние тормоза/диаметр барабанные
Задние тормоза/диаметр барабанные
Шины 6,00-16
Максимальная скорость, км/ч 105
Время разгона 0—100 км/ч, с 30,0
Расход топлива, л/100 км контрольный, на скорости 60 км/ч 11,0
по норме 13,5
Емкость топливного бака, л 55
Топливо бензин А-66
* Н.д. — нет данных



Прочитано 66794 раз


Рубрика: Кунсткамера

Год публикации: 2012

АР №: 18



Мнения


Чтобы высказать свое мнение, войдите на сайт или зарегистрируйтесь

Мария Шлыкова, 09.11.2012 09:54:42
Потрясающая статья, и великолепная работа в итоге! Можно сказать, ювелирная работа - высший класс!
mikhi, 09.11.2012 10:08:18
Пора Ниву реставрировать, а то скоро родной Нивы с высокой задней дверью уже не найдешь. Если подумать, всего две оригинальных серийных машины мирового уровня было сделано в Союзе: Победа и Нива. Не густо. Ну, еще БМП. 21-ая Волга это вариация на тему Ford Custom. Да и Уазик-головастик тоже, похоже, вариация на тему Willys FC (Forward Control).
Rais, 12.11.2012 12:22:41
Вот такая статья заслуживает второго прочтения, молодцы!
Вот про НИВУ, или копейку, будет интересно почитать.
sergey bocharov, 12.11.2012 15:27:36
Мне кажется, что объем двигателя, указанный в таблице, соответствует более позднему агрегату, устанавливаемому на УАЗик. На М-20 диаметр цилиндра был 80 мм, и, соответственно, объем двигателя 2 литра. Так было написано в инструкции по эксплуатации "Победы" 56 года выпуска, которая более 20 лет была в нашей семье.
Кстати корпус воздушного фильтра, показанный на одной из фотографий, также относится к более позднему варианту комлектации двигателя. На первых выпусках он устанавливался непосредственно на карбюратор.
К сожалению, совсем недавно из публикации Авторевью (№ 21 за 2011 г.) я узнал, что по крайней мере салон "Победы", панель приборов и передние панели кузова очень похожи (скопированы?) на Chevrolet Stylemaster FK.
А в целом - спасибо Авторевью и за статью, и за "Победу".
Алексей Спб, 12.11.2012 20:05:13
Цитата
sergey bocharov пишет:
На М-20 диаметр цилиндра был 80 мм,

Может что и было до 1949 года,не могу сказать,а вот то что "победовских" моторов было всего пара,один с поршнями 82мм,другой "уазовский" с диаметрами поршней 88мм.В остальном отличие в прокладке и самой головке блока.Еще буква на карбюраторе.
Кстати ,моторчик и навесное на 90% срисовано с мотора Доджа 34 года ,Если сам бы не увидел своими глазами,исходный мотор,может и не поверил.
Но то что победа большая веха в нашей и моей личной истории,это неоспоримо.
Виталий Жураковский, 13.11.2012 11:36:06
Отличный материал! Хорошие фотки.
А как-же Москвич, Нива, ВАЗ-2101, ВАЗ 2108 ? и Волги 21 и 24 ?
Wolfenstein, 09.12.2012 05:34:44
Отличный материал, хорошие фото. Столько трудов - но результат и впрямь впечатляет. Супер!
Максим,Рязань, 02.01.2013 00:02:00
Молодцы!Достойная работа и отличная статья!!Да и жигулёнок милицейский,пожалуйста,тоже верните к жизни..Удачи вам в этом благородном деле!!!
StrazM, 18.01.2013 21:32:30
Вот это реставрация так реставрация! Шикарный авто, отличная статья!
mikhi, 22.01.2013 09:31:02
"А как-же Москвич, Нива, ВАЗ-2101, ВАЗ 2108 ? и Волги 21 и 24 ?" - а что интересного и оригинального в Москвиче, Волгах, Жигулях, "зубиле"? Вот запустили бы НАМИ-013 в серию вместо 21-ой Волги, тогда можно было бы о чем-то говорить.
Александр Колесник, 24.01.2013 04:18:31
Пишу вам почти из Украинской глубинки:из Славянска.Кстати этот город находится в 20-ти минутах езды от Краматорска,в котором находится рестоврационная фабрика Самоходъ.Кстати узнал про её существование случайно:прочитал вашу статью под названием Мануфактура (№2(88),2011).Статъя мне очень понравилась:в ней было расказано про историю создания фабрики,был показан процесс рестоврации и некоторые отрестоврированные автомобили.Жаль сайт фабрики почему-то заблокирован,на котором можно-было посмотреть фото отрестоврированных автомобилей...
Но главное не это:есть у меня к редакции Авторевю просьба:создать на вашем официальном сайте рубрику,где можно было-бы посмотреть ваши раритетные и музейные автомобили,увидеть историю создания модели,процесс рестоврации и т.д.
Ну,а на счет Победы могу сказать лиш одно:замечательный автомобиль тех лет.И как-же жаль,смотреть на людей которые этого не понимают и режут этот автомобиль на металлолом ради каких-то 1000 грв,вместо того чтобы продать его за гораздо большую цену тем,кто это осознаёт...
bergmann bergmann, 30.01.2013 22:45:27
Прародитель БМВ Х6
Дмитрий Иванов, 18.02.2013 07:29:06
А как можно попасть в музей АР, что бы увидеть этот экспонат в живую?
d2r, 22.04.2014 01:34:13
Абсолютно в небо: ГАЗ-21 - вариация на тему... той же "Победы", с видоизменённым кузовом при неизменном основании и новым верхнеклапанным мотором. До мирового уровня и той, и той было как до Киева пёхом. Но это и правильно: нафиг он нужен, мировой уровень, если в погоне за ним уже тогда делали машины, которые на наших дорогах сразу рассыпались на составные элементы ?
d2r, 22.04.2014 01:46:13
mikhi,
интересного - что у нас делали автомобили, свои, из своих материалов, без участия иностранного капитала и специалистов, и они были вполне не плохи, созданные у нас для наших специфических дорожных условий. Современная расея таким похвастаться не может.

А оригинальность - да ну её к диаволу, тот же НАМИ-013 - хитросделан, не спорю, но радости от этой хитросделанностии - нуль целых, нуль десятых. У вас просто всё ещё играет в голове хрущовское "догнать и перегнать". А догонять ни нафиг не нужно, главное - не сильно отставать, это выгодная и мудрая позиция. Шишки себе пусть набивают лидеры, им же отдадим все лавры - не жалко, мы не гордые.

Чего оригинального выдали в автомобилях, допустим, корейцы ? Да ничего ! Просто делают нормальные ездибельные автомобили, чуть ниже мирового уровня, что отражается на ценниках (благотворно). И очень этим гордятся. Французы - выдали оригинальный Ситроен ДС... для того, чтобы постоянно ездить на котором, даже во Франции надо было быть фанатиком Ситроена, причём весьма не бедным, из-за постоянных поломок слишком сложной для уровня технологий своего времени техники.

По всему промышленно развитому миру в то время были региональные производители авто, не дотягивавшие до мирового уровня (из-за чего в эпоху глобализации и сгинули), не претендовавшие на первенство по технике и стайлингу, но регулярно и уверенно "дававшие стране угля". Вот и у нас - тоже были. Цените то, что было, ибо скоро не останется и памяти.
НикНик Станишевский, 22.07.2014 18:06:51
Спасибо за прекрасный материал
Перейти к обсуждению на форуме >>
 

Реклама

Независимость BMW X1 от 1 595 000 руб.! 20 автомобилей со специальным пакетом «Оптимальный» в подарок до 31 октября. Выгодный трейд-ин. ПТС в наличии! Успейте купить городской кроссовер.

Реклама

Новый кроссовер Great Wall H6 – полный привод в подарок! Скидка до 100 000 руб.!