Юрий БОДНАРЧУК, фото Сергея МАМИНА

Брешь, образованная нежеланием украинских автоимпортеров комплектовать автомобили с бортовыми навигационными системами пристойными картами Украины, понемногу затягивается. Правда, благодарить за это следует, главным образом, поворотливых поставщиков портативной электроники, наводнивших прилавки специализированных магазинов автономными GPS-навигаторами всех мастей. Как в море предложений выбрать подходящее устройство и не переплачивать за невостребованные «фичи»? Мы попытались найти ответ на примере трех типичных приборов, представляющих разные пути реализации идеи ориентирования на местности при помощи системы глобального позиционирования.

Изучив предложения десятка интернет-магазинов, мы решили сразу отказаться от специализированных систем-симбионтов вроде портативных «морских» GPS-навигаторов — за редкими исключениями, прокладка маршрутов по суше в них реализуется в качестве второстепенной функции, «на сдачу». А цена у таких приборов вполне «корабельная»: 7000 грн — не потолок. Оставили до поры за бортом и встраиваемые автомобильные системы: приличный навигационно-мультимедийный комплекс стоит дорого (6000—15000 грн), а работоспособность более доступных (3000—4500 грн) «ноу-неймов» китайского производства, если верить специализированным интернет-форумам, вызывает серьезные нарекания у их владельцев. Накиньте сверху стоимость установки новой «головы» на дилерской СТО или перспективу выяснения гарантийных отношений с «официалами» в случае, если сторонний установщик «накосячил» с электроникой… Попробуем решить задачу, как говорится, малой кровью.

В прорве навигационного портатива, представленного на украинском рынке, несложно выделить три типа приборов, в целом соответствующих запросам «homo mobilis»: это портативные «туристические» GPS-навигаторы, «коробочные» PND (персональные навигационные устройства) и многофункциональные смартфоны со встроенным GPS-модулем и установленным производителем навигационным ПО. Чтобы разобраться в достоинствах и недостатках данных систем, мы взяли по одному типичному представителю каждого «семейства»: портативный навигатор Garmin Dakota 20, «коробочник» Garmin nuvi 3790Т и «смарт» Nokia X6.

Самым доступным из них оказался, как ни странно, смартфон: Nokia X6 стоит примерно 3150 грн. За эти деньги предлагается компактный прибор с кучей «наворотов»: поддержкой сетей мобильной связи второго и третьего поколений (GSM 1900, 1800, 900, 850 / UMTS / W-CDMA 2100, 1900, 900), операционкой Symbian 9.4, сенсорным дисплеем диагональю 3,2 дюйма, модулями Bluetooth и Wi-Fi, встроенной памятью (у нашего экземпляра — 16 Гб), камерой с 5-мегапиксельным сенсором и вспышкой, акселерометром, переворачивающим изображение на дисплее вслед за изменением положения аппарата, встроенным GPS-модулем и навигационным ПО Ovi Maps с картографией от Navteq.

Портативный Garmin Dakota 20 немногим дороже (от 3190 грн), однако новомодных «фенечек» у него поменьше: этот GPS-навигатор предназначен для ориентирования на местности как с привязкой к дорогам, так и за их пределами, и избавлен ото всего, что может уменьшить время работы на одном комплекте батарей. Зато у него прочный водонепроницаемый корпус с утопленным в пластиковый бордюр 2,6-дюймовым сенсорным дисплеем, чувствительный GPS-приемник с корректирующей функцией WAAS, барометрический высотомер-альтиметр, фирменный гарминовский софт с набором функций «для настоящего туриста» (электронный компас, база данных о восходе/закате солнца и фазах луны, таблица приливов и т.п.), встроенная память на 50 маршрутов, 200 треков и 10000 точек POI, которые можно добавлять самостоятельно, базовая карта мира и подробная карта Украины (в нашем случае — карта компании Luxena). А еще Dakota 20 может «читать» растровые масштабные карты: эта особенность может приглянуться любителям экстремального оффроуда.

«Коробочник» Garmin nuvi 3790Т на фоне соперников выглядит пижоном: у него тонкий корпус с «дизайнерскими» металлическими вставками и большой сенсорный дисплей. Без хитростей не обошлось: экран не так уж и велик (диагональ — 4,3 дюйма), а пущего визуального эффекта производитель добился, накрыв всю переднюю панель прибора затемненной монолитной пластиной. От традиционного функционала среднестатистического современного PND способности нового Гармина отличаются несильно: есть акселерометр, возможность голосового управления, прорисованные в 3D здания в некоторых населенных пунктах и набор «простаивающих» в наших краях функций вроде подачи информации о рядности движения и конфигурации развязок, озвучивания названий улиц при движении по маршруту и поддержки «пробочных» сервисов FM Traffic и XMNavtraffic. Цена — 4780 грн за устройство с предустановленными картами Европы и Украины (NavLux Ukraine Navigator).

Дорого! Но найти «гламурному» nuvi 3790Т более доступную альтернативу несложно. Скромный навигатор без громкого имени и особых «наворотов» — но с 3,5-дюймовыми дисплеем и лицензионными картами Украины — можно купить за 700—900 грн. С туристическими GPS-навигаторами или полноценными навигационными смартфонами (с предустановленными картами, не нуждающимися в постоянной «подкачке» из интернета) такой вариант не пройдет: выбор гаджетов со сравнимыми характеристиками невелик.

Водителю автомобиля удобнее пользоваться пижонским Гармином: из трех побывавших в наших руках приборов автокомплект прилагался только к nuvi 3790T. За возможность закрепить на лобовом стекле смартфон Х6 придется доплатить: держатель с автозарядкой обойдутся в 350—400 грн.

Для пузатой «туристической» Дакоты автомобильное крепление не предусмотрено вовсе: можно подобрать универсальный автодержатель за 100—150 грн, но от неудобств он все равно не избавит. Во-первых, Dakota 20 не дает голосовых подсказок, что может стать большим сюрпризом для тех, кто не изучил перед покупкой особенности устройства. Маршрут прокладывается толково, детализация карты на высоте, но места для динамика в крепко сбитом обрезиненном корпусе не нашлось! Отслеживать рекомендуемые маневры «по картинке» тоже непросто: дисплей контрастен, но уж слишком мал, а подсветка тускловата и «на максимуме» немилосердно «жрет» заряд батареек: двух элементов типа АА при постоянно включенном «свете» надолго не хватает. Для дальних пеших вылазок на природу такая схема вполне приемлема: бросил в рюкзак десяток «пальчиков», да меняй их на ходу после 20 часов работы (или чаще, если без подсветки дисплея не обойтись). Не нужно зарядного устройства, розетки и прочих благ цивилизации — полная энергетическая независимость! Но в автомобиле такой необходимости нет, поэтому возиться с батарейками не хотелось бы. В общем, хоть Garmin Dakota 20 и оказался единственным в нашей троице GPS-навигатором, способным прокладывать маршрут по местности без привязки к дорогам общего пользования и передавать записанные треки «по воздуху» на аналогичные устройства, конкуренции нынешним соперникам на городских улицах и скоростных трассах он не составил.

Прямая противоположность утилитарному «туристу» — Garmin nuvi 3790T. Он одним щелчком крепится на поставляемой в комплекте консоли с подведенным от разъема «прикуривателя» питанием, при этом включаясь и «переворачивая» изображение на дисплее в соответствии с положением прибора. Особой разницы между вертикальной «портретной» и горизонтальной «альбомной» разверткой картинки нет: изображение масштабируется и вручную (есть виртуальные клавиши на сенсорном дисплее), и автоматически, в зависимости от скорости движения автомобиля. Почувствовать толк от акселерометра можно, разве что, используя nuvi 3790T в режиме «Пешеход»: следуя по проложенному пешему маршруту, GPS-навигатор удобнее держать «по-телефонному» — за нижний узкий край.

Поначалу при наборе символов на сенсорной клавиатуре адресного поиска nuvi 3790T приходилось снимать с крепления — уж больно легко «промазать». При этом система предикативного набора так быстро подбрасывает список подходящих вариантов, что исправить ошибку в написанном просто не успеваешь — приходится возвращаться на предыдущую страничку меню и набивать буквы снова. Но это, скорее, вопрос практики. Зато и клавиатура, и карта «понимают» и по-русски, и по-украински — хотя при переводе системы в целом на украиский язык некоторые функции (например, распознавание речи) становятся недоступны. Надеемся, что в следующих прошивках ПО этот недостаток устранят.

Работа для программистов найдется и в других разделах гарминовского «софта». Например, при переходе в режим 3D с объемной прорисовкой зданий роскошная карта Украины порой «подтормаживает», не слишком оперативно заполняя серые полигоны по краю набегающего изображения. Впрочем, если в настройках системы отключить использование предустановленной карты Европы (запускать ее имеет смысл разве лишь при поездке за пределы Украины), то прибор станет порасторопнее и «лаг» изображения практически исчезнет.

В остальном претензий к визуализации нет: яркий контрастный дисплей и отчетливые символы рекомендуемых маневров позволяют без труда ориентироваться на местности. Не вызвали нареканий и голосовые подсказки: для увеличения громкости в крепление навигатора даже встроили дополнительный громкоговоритель — способности штатной «пищалки» в тонком корпусе навигатора ограничены.

Немало внимания голосовым подсказкам уделили и создатели смартфона Nokia X6 — улицы украинских городов до сих пор увешаны рекламой «навигации своим голосом». Впрочем, достоинства навигационной части финского «смарта» (собранного, на самом деле, в Венгрии) заключаются не только в возможности записать реплику «Папа, через 200 метров ты будешь дома!» голосом любимого чада. Полезная площадь дисплея Х6 в режиме навигации немногим больше, чем у Дакоты 20 — часть от заявленных 3,2 дюйма «съедают» информационные панели и графические «кнопки» меню, но изображение здесь более отчетливое (благодаря высокому разрешению матрицы смартфона), а цветовая палитра карты не режет глаз. А вот с клавиатурой адресного набора дела похуже: клавиши невелики, поэтому «печатать» можно только взяв устройство в руки. Забавно, что встроенный в Х6 акселерометр меняет не только пропорции изображения, но и раскладку клавиатуры: в горизонтальном «альбомном» формате это QWERTY, а в вертикальном «портретном» — традиционная цифро-буквенная панель, как у обычного мобильного телефона. В общем, по эргономике Nokia X6 проигрывает гарминовскому PND с большим дисплеем, но опережает «туристическую» Дакоту.

Езда по проложенному навигатором Х6 маршруту не вызывает экстраординарных эмоций: «навтековская» картография точна, предлагаемые маневры понятны и не противоречат ПДД, а голосовые подсказки своевременны — шарахаться к нужному повороту в последний момент не довелось ни разу. Здания (и уж тем более их трехмерные изображения, как у nuvi 3790T) на карте не прорисованы — и, честно говоря, в этой графической аскезе что-то есть. По крайней мере, отвлекаться от дороги, чтобы поглазеть на пеструю картинку, не приходится. Но вот за отсутствие нумерации домов — минус.

Из ярких достоинств у Х6 — возможность сохранять карты в памяти телефона. В отличие от смартфонов, подкачивающих картографию нужного региона по ходу движения (в роуминге это стоит немалых денег), Nokia X6 использует карты, заблаговременно загруженные в память телефона с сайта производителя. Поэтому навигационная программа Ovi Maps подключается к глобальной сети лишь иногда — скажем, для обновления базы POI или «уточнения» координат при помощи A-GPS, но объем передаваемых данных и, соответственно, расходы при этом оказываются копеечными. Собственно, именно предустановленная картография и сужает круг конкурентов: похожий принцип «включил и поехал» у нас пока поддерживает лишь навигационный смартфон Garmin-Asus nuvifone M10 (Авторевю №12, 2010).

Что в итоге? Оптимальным вариантом для автомобилиста, постоянно нуждающегося в помощи «штурмана», мы считаем «коробочный» автомобильный GPS-навигатор. Необязательно такой изощренный и дорогой, как Garmin nuvi 3790T (стоит ли переплачивать за стильный тонкий корпус, «дюймы» дисплея и ворох невостребованных функций?), но непременно с толковой картографией от известного производителя.

«Многоцелевой» Nokia X6 и ему подобные навигационные смартфоны — техника для тех, кто пользуется спутниковой навигацией время от времени и не желает превращать бардачок автомобиля или собственные карманы в склад «узконаправленной» портативной электроники. А туристический Garmin Dakota 20 лишь подтвердил заявленный производителем статус нишевого продукта для отпетых путешественников: помощником водителю он станет лишь в том случае, если к нему приставить «штурмана» с хорошим зрением и поставленным голосом. Зато в кармане рюкзака или на руле горного велосипеда такому прибору — самое место.

Технические характеристики
Навигаторы
Garmin Dakota 20
Nokia X6
Garmin nuvi 3790
Габариты, мм
100х55х33
111х51х13
122х75х9
Дисплей
TFT, 2,6 дюйма, 160х240 пикселей, сенсорный
TFT, 3,2 дюйма, 640х360 пикселей, сенсорный
TFT WVGA, 4,3 дюйма, 800х480 пикселей, сенсорный multi-touch
Аккумулятор
Любые батареи типа АА
(в комплект не входят)
Литий-ионный, съемный
Литий-ионный, встроенный
Вес, г
149 (с батареями)
122
113
Операционная система
Garmin
Symbian 9.4
Garmin
Дополнительные функции
Запись треков
Барометрический высотомер
Встроенная память 850 Мб
Водонепроницаем
Смартфон
GSM 1900, 1800, 900, 850
UMTS/W-CDMA 2100, 1900, 900
Акселерометр
Встроенная память 16 Гб
Акселерометр
Мировое время
Конвертор валют
Калькулятор
Встроенная память 2 Гб
Автокомплект
нет
опция
да
Цена, грн
3190
3150
4780

Не исключено, что вскоре мы перестанем платить операторам мобильной связи за передачу данных при использовании online-сервисов вроде «Яндекс.Карты» и «Карты Google». Загружать карты для работы в режиме offline можно уже сейчас — при помощи распространяющегося в сети ПО от сторонних производителей-энтузиастов. Работают над проблемой и сами сервисы: например, Яндекс уже предлагает возможность сохранения в мобильном устройстве карты Москвы, а в некоторых российских мобильных сетях трафик портала «Яндекс.Карты» сделан бесплатным. Чем ответит Google?


Garmin Dakota 20

Покупать Garmin Dakota 20 в качестве автомобильного навигатора «на каждый день» не стоит — маленький дисплей и отсутствие голосовых подсказок в городском трафике окажут медвежью услугу. А вот во время вылазки на бездорожье такой прибор незаменим — внушительный набор «туристических» функций дополнен редкой для портативных GPS-навигаторов способностью поддержки растровых карт.

+ • Прочный обрезиненный водонепроницаемый корпус
• Защищенный от случайных повреждений дисплей
• «Походное» питание от сменных батареек типа АА
• Возможность прокладывать маршрут по местности без привязки к дорогам
• Возможность записи и передачи треков через Bluetooth на аналогичные устройства
- • Автомобильное крепление не поставляется даже
в качестве дополнительного аксессуара
• Нет голосовых подсказок при движении по проложенному маршруту
• Низкое разрешение дисплея, сказывающееся на качестве картинки
• Посредственная подсветка дисплея

Nokia X6

Компромиссный вариант для для тех, кто нуждается в GPS-навигаторе время от времени, но активно пользуется многочисленными мультимедийными и коммуникационными устройствами

+ • Функционал устройства легко расширяется за счет установки дополнительного ПО, поддерживаемого операционной системой Symbian
• Яркий дисплей и лаконичная визуализация позволяют меньше отвлекаться от управления в процессе езды по проложенному маршруту
• Возможность получения дополнительной информации
об объектах поиска на месте пребывания из интернета
- • Автомобильное крепление и зарядное устройство не входят в комплект поставки
• На карте нет нумерации зданий в населенных пунктах



Garmin nuvi 3790Т

Блестящий во всех смыслах GPS-навигатор с кусачей ценой. Изображение четкое, карты почти безупречны, голосовые подсказки своевременны и отчетливы. Однако эффектная внешность может привлечь нежелательное внимание: снимать nuvi 3790T с держателя и прятать его куда подальше придется всякий раз, оставляя автомобиль без присмотра даже на пару минут. В отличие от других участников теста, носить этот прибор в кармане брюк страшновато — жаль повредить сверкающую сенсорную панель.

Зато эргономика — на высоте: со временем пальцем вытянутой руки в иконки и символы на дисплее легко попадаешь даже в движении.

+ • Удобное автомобильное крепление с разъемом для подключения питания и встроенным дополнительным громкоговорителем входит в комплект поставки
• Толковая детализация карты
- • В режиме движения по проложенному маршруту на автомобиле изображение карты местности пестрит разноцветными объемными «моделями» зданий
• Высокая цена




Прочитано 8823 раз


Рубрика: Своими глазами

Год публикации: 2010

АР №: 20



Мнения


Чтобы высказать свое мнение, войдите на сайт или зарегистрируйтесь

Гость, 19.11.2010 10:18:31
Бестолковый какой-то обзор. Сравниваете теплое с мягким. Тема сторонних карт (напр. OpenStreetMap) не раскрыта.
Y61, 20.11.2010 12:37:28
Нифигасе цены.Нужно сказать спасибо трудолюбивым китайцам,ибо свой автонавигатор какбэ Пионер в стильном тонком корпусе с 5-дюймовым тачскрином,блютозом,МР3,поддежркой видео и кучей всего-всего,картами России,Казахстана,Белорусии я купил на базаре за 100 баксов. Работает без нареканий уже месяца три.
Гость, 24.11.2010 09:40:37
Не понял смысла этого обзора. Хотите навигацию - берите заточенные под это устройства (Украина хорошо представлена и в "iGo" и в "Навител", ездил из Москвы в Киев и проблем не было), а так не понятно, что хотел показать автор.
Сергей, 25.11.2010 00:31:42
А по-моему, в том и смысл подобных обзоров, что он представлен со стороны не специалиста, а с точки зрения обычного человека, впервые столкнувшегося с уже доступной навигацией. И обзор телефона тут не лишний, а очень кстати, ведь у многих есть подобные устройства, и им не лишним будет знать, стоит ли на них полагаться. Будьте терпимее, ведь не все во всем разбираются. Тем более, с первого раза.
Перейти к обсуждению на форуме >>
 

Реклама

Месяц ŠKODA Rapid в АСЦ на Таганке! Только выгодные предложения: кредит 5,9%, специальные цены на аксессуары, пакет «комфорт» в подарок.

Реклама

25 лет Lexus. Особые условия при покупке Lexus. Приходите в Лексус-Коломенское с 1 по 30 сентября и разделите этот праздник с нами.