Константин СОРОКИН, Виталий ЖАМАЛЕТДИНОВ, фото авторов

На рынке систем спутниковой навигации — взрыв! Автомобильные GPS-приемники сегодня можно купить даже в супермаркете, навигационные программы продаются в павильонах сотовой связи, но самое главное — в Россию пришли все крупнейшие разработчики специализированной картографии. Масштабным тестированием новых и новейших навигационных устройств для автомобилей мы займемся в ближайшее время. А пока рассортируем представленное на нашем рынке оборудование и разберемся в номенклатуре электронных карт.

Самой дорогой навигационной системой по-прежнему яляется та, что установлена на автомобиль в условиях сборочного производства. Такой «штурман» отличается эталонной эргономикой, качественными компонентами и «вылизанной» навигационной программой (ее еще называют оболочкой), которая прокладывает путь между двумя заданными точками, отображает параметры движения (скорости, высоты над уровнем моря, пройденного расстояния и т.д.) и ведет водителя по маршруту. Навигация осуществляется с помощью спутникового позиционирования и при поддержке гироскопа — устройства, помогающего опре­делить пространственное положение автомобиля инерционным способом. Темпы, с которыми зарубежные автопроизводители внедряют штатные системы навигации на нашем рынке, обнадеживают (их уже предлагают Audi, Volkswagen, BMW, Jeep, Mercedes-Benz, Porsche и Volvo), но раздражают цены: за навигационный компьютер с «фирменной» оболочкой и российской картографией Tele Atlas импортеры просят минимум 62 тысячи рублей ($2500). Отчасти по этой причине штатная навигация в России это скорее выбор эстетов, а не прагматиков. Да и диски с картами появляются с такой задержкой, что безнадежно устаревают еще до выхода в свет. Картографы здесь ни при чем. Просто велика бюрократическая инерция в автомобильных представительствах — продукт-то должен выйти в фирменной упаковке! Впрочем, если эстетствовать главным образом на европейских дорогах за пределами России, Белоруссии и Украины, то игра стоит свеч: в Европе можно смело пользоваться «ортодоксальной» картографией Tele Atlas, которая «знает» едва ли не все улицы, бензоколонки и рестораны. При этом навигационный компьютер будет принимать маршрутные поправки (сервис называется TMC — Traffic Message Channel), помогающие объезжать пробки.

Типичный пример того, как не надо устанавливать автомобильную навигационную систему. Монитор ограничивает обзорность и может стать причиной травм при аварии Так выглядит базовая карта Европы, которая по умолчанию загружена во все навигаторы Garmin. Для маршрутизации (сопровождения по пути между заданными точками) используется более детальная картография PND-навигаторы TomTom всегда славились богатой «начинкой»: они, в частности, хранят в памяти все стационарные пикеты контроля скорости на дорогах Европы и заблаговременно предупреждают водителя. Многие из таких приборов имеют жесткий диск и комплектуются радиопультом дистанционного управления

Функциональный аналог штатной навигации можно купить и значительно дешевле, приблизительно за 30 тысяч рублей (около $1200), но только в виде набора компонентов, которые надо «растворить» в электрооборудовании автомобиля и подключить к дисплею — штатному или установленному дополнительно. Например, немецкий комплект VDO Dayton MS5200XL предназначен как раз для такого монтажа (см. АР №20, 2006). Он использует аналогичную картографию и тоже работает при поддержке встроенного гироскопа и датчика скорости автомобиля. Система легко ориентируется на сложных развязках, отслеживает местоположение машины в тоннелях и быстро распознает ошибочные маневры. И это не единст­венный навигационный «конструктор», который можно купить в России, — наборы «сделай сам» есть в линейке оборудования Carmani, Mystery, Garmin и Мирком. Но эти навигаторы не имеют дублирующей инерционной системы и определяют местоположение автомобиля только по сигналам космических спутников. Интегрируемая навигационная система — вариант привлекательный. Если, конечно, вас устраивает ее постоянная «прописка» в одном месте. Ведь в прокатную машину или в автомобиль друга такую навигацию не перебросишь. А если без нее не обойтись?

Штатные навигационные системы первого поколения грешили небрежной русификацией, а подчас ­и полным ее отсутствием
Главным козырем штатных и интегрированных систем навигации является их эргономика. Слева — многофункционная «шайба» системы iDrive (устанавливается на автомобили BMW и управляет мульти­медиа), справа — джойстик универсальной навигации VDO Dayton

Тогда стоит обратить внимание на устройства класса Personal Navigation Device (PND), которые российские автолюбители уже прозвали «коробочками». Они виброустойчивы, удобны в пользовании и компактны — ставь хоть на велосипед, благо встроенный аккумулятор отработает три-четыре часа. Несмотря на простецкую внешность, PND-навигаторы — это мощные вычислительные устройства с флеш-памятью или жестким диском и закрытой операционной системой, исключающей глубокое вмешательство в служебные настройки (сделано это для того, чтобы чужое приложение не спровоцировало сбой навигационной программы). Но при этом почти все «коробочки» позволяют просматривать электронные картинки, воспроизводить музыку, прослушивать аудиокниги и даже выполнять функции беспроводного устройства hands free для мобильного телефона (см. АР №5, 2007).

Подавляющее большинство автомобильных кронштейнов для PND- и КПК-навигаторов выглядят именно так. Как показывает наш опыт, такое решение годится только для неспешной езды по хорошим дорогам
Устройство AutoNavigator 2000 — типичный представитель семейства «коробочек»: альбомная ориентация экрана, откидная GPS-антенна и встроенный динамик
 
Чтобы сократить количество необходимых нажатий на виртуальные кнопки, многие навигационные программы оснащаются системой предикативного ввода — система автоматически исключает из ­алфавитной панели «несуществующие» буквы
 

В России продаются PND-устройства двух типов. Первые, обученные езде по мегаполисам и загородным трассам федерального уровня, работают с русифицированными картами NavTeq, Навиком и Tele Atlas, которые созданы по образу и подобию карт, используемых в системах штатной навигации. «Коробочки» Garmin, TomTom и VDO Dayton «знают» все географические объекты и населенные пункты, расположенные вдоль пути следования, но отображают их на дисплее только в том случае, если мост, река или поселок несут навигационную нагрузку — например, служат ориентиром для предстоящего маневра. Сделано это, по мнению разработчиков навигационных программ, для того, чтобы водитель не отвлекался на второстепенную информацию. Маршрут такие приборы прокладывают только от своего текущего местоположения и редко позволяют задавать точку назначения путем прямого ввода ее координат.

Автомобильные навигаторы семейства Garmin nuvi имеют чувствительный к нажатию экран с крупными виртуальными кнопками — удобно. Однако системы предикативного ввода адресов здесь нет
PND-навигатор Mystery MNS430MP имеет альбомную форму дисплея (ширина больше высоты) и работает с оболочкой Навител-Навигатор. Кнопки управления расположены справа на корпусе прибора Навигатор Globalsat с квадратным экра­ном. Оболочка — Автоспутник
 
Навигационная программа iGo — одна из самых популярных оболочек для КПК и PND-устройств. Так выглядит ее версия для навигаторов Mio
Автомобильные навигаторы семейства «i» американская фирма Garmin позиционировала как дешевые решения для студентов — выпускались даже устройства с монохромным дисплеем
 

А вот PND-навигаторы, которые работают с картографией Навител (JJ-Connect, Voxtel, Mystery), — это уже приборы в большей степени туристические: картография здесь «заточена» под совершенно другие поездки. Тестируя одно из таких устройств во время экспедиции на Ладогу (см. АР №13—14, 2007), мы быстро забросили бумажные карты — на экране навигатора был «прорисован» чуть ли не каждый куст! Оболочка этих устройств позволяет вводить географические координаты точек, делать персональные «закладки», расставлять пометки и, самое главное, записывать и сохранять треки — собственные виртуальные следы. По информационному наполнению, скорости и точности позиционирования аппаратура класса PND ничем не уступает «взрослой» навигации, но вот качество сопровождения по маршруту у «коробочек» похуже — опять же, из-за отсутствия гироскопа. Цены на PND-навигаторы начинаются с отметки пять тысяч рублей ($200), причем из-за широчайшего ассортимента такие устройства все сильнее и сильнее наступают на пятки самой массовой категории персонального GPS-оборудования — навигации, построенной на платформе карманных компьютеров.

Любой тинейджер скажет вам, что штуковины круче КПК не сыскать: «наладонник», как сказочный сундук, хранит в себе кучу разнообразных программ, позволяющих работать с текстами и изображениями, планировать рабочий день, слушать музыку, смотреть фильмы, пользоваться словарями, справочниками, электронными переводчиками… А если научить его работать в тандеме с GPS-приемником, то от перспектив закружится голова: ведь в интернете можно найти не только бесплатные карты, но и навигационные программы!

Так выглядит типичный навигационный «наладонник» со встроенным GPS-модулем. В это устройство можно загрузить любую навигационную программу, предназначенную для использования на КПК-платформе
Такие GPS-приемники предназначены для работы в тандеме с карманными компьютерами. Обмен навигационной информацией между устройствами происходит по каналу bluetooth
Навигационная программа PocketGPS Pro Moscow — старейший картографический продукт российского производства. Но по подробности проработки Москвы и возможностям адресного поиска ей до сих пор нет равных! Так выглядит окно навигационной программы-«вампира» Yandex.Maps. Используя служебные каналы GSM-сети, она в режиме реального времени подкачивает на смартфон или КПК актуальный участок карты с сервера. Таким же образом в смартфон загружается и информация о пробках (проблемные участки дорог обозначаются на дисплее желтым и красным цветами)
А это — интерфейс навигационной программы iGo в версии для карманных компьютеров — одного из самых популярных продуктов

Есть и другой вариант. Ставим на «наладонник» приложение-«вампир», которое в режиме реального времени подкачивает из сети актуальный фрагмент запрошенной карты. Потом «рисует» на нем участок маршрута, подкачивает еще, дорисовывает продолжение и так — до финишной точки. Загрузка карты на КПК или смартфон в режиме онлайн-навигации осуществляется по каналам GPRS/EDGE или Wi-Fi, причем в интернете уже существует как минимум два бесплатных картографических сервиса, работающих по такой технологии: Google с глобальным покрытием и Yandex с картами Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и Уфы, разработанными компанией Геоцентр-Консалтинг. Современные смартфоны, работающие с приложениями типа Yandex.maps, Smart2go, Route66 и Wayfinder, тоже имеют право на жизнь.

Вообще, с «телефонным» штурманом можно комфортно гулять в незнакомом городе, однако использовать такой навигатор в автомобиле мы бы поостереглись. Представьте, что может произойти, если на оживленной трассе неожиданно «сглючит» сеть, навигатор «подвиснет» и водитель, замешкавшись, поедет туда, куда указывает замершая стрелка. Так что скоро может появиться новая серия анекдотов про блондинок за рулем, в основе которых, как известно, лежат реальные истории!

Как показывает наш опыт, обычные карманные компьютеры являются неудобной и неустойчивой платформой — вероятность зависаний и сбоев у них довольно высока. Так что уж если и строить навигацию на платформе КПК, то выбирать стоит специализированные GPS-модели, эргономика которых максимально соответствует их назначению. Такие компьютеры выпускаются под марками HTC, Mitac, Fujitsu-Siemens, Asus, E-ten, Glofiish, Hewlett-Packard и Pocket Navigator. Но от однозначных рекомендаций мы пока воздержимся. По крайней мере до тех пор, пока не проведем сравнительный тест устройств класса КПК и PND с различными навигационными программами и картографическим наполнением.


ШТОПОР ДЛЯ МЕГАПОЛИСА

Самым распространенным способом передачи информации о загруженности магистралей является технология TMC (Traffic Message Channel), которая задействует в своей работе каналы RDS вещательного FM-диапазона. Коммерческие и общедоступные TMC-операторы (отличия заключаются в зонах покрытия и частоте обновления информации) передают сведения о заторах с помощью специальных кодов в формате «событие—дислокация». Навигатор принимает сигнал, расшифровывает информацию, графически выделяет проблемные участки и предлагает альтернативные пути — TMC-корректировка уже проложенного маршрута получила название динамической навигации. Сейчас TMC-вещание ведется в странах ЕЭС, полностью покрывает территорию США и основные мегаполисы Австралии.

Единственным российским оператором, который предоставляет информацию о пробках, является информационное агентство Смилинк. Данные о текущей загрузке столичных магистралей поступают с видеодетекторов, радиолокационных и индукционных датчиков, а также от водителей. Распространение обработанных сведений производится через общедоступные сервисы (онлайн-приложение Yandex.Maps, видеопанели и терминалы в городе и радиостанции FM-диапазона) и платные каналы. К последним относятся технологии передачи данных с использованием EDGE/GPRS и Wi-Fi или по выделенному радиоканалу на специальные приемники, которые оператор Смилинк предоставляет своим абонентам. Ежемесячная плата за такой вид услуг составляет 200 рублей. Кроме этого, в рамках проекта Свободные дороги функционирует сервис Автосправка по номеру 0830 (оператор помогает проложить маршрут и информирует о заторах). Стоимость одной минуты общения — около 50 рублей.

Услуги, которые компания Смилинк оказывает жителям Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону, ограничиваются общением с оператором Автосправки по номеру 0830.

Мировой стандарт вещания TMC в России пока не поддерживается.


ОРГАНЫ ЧУВСТВ

За прием сигналов космических спутников и вычисление координат в автомобильных навигаторах отвечает встроенный GPS-приемник. Его «мозгом» является чипсет — специальный процессор, который хранит в своей памяти алгоритмы обработки навигационных сигналов и орбитальную информацию, принятую во время последнего «сеанса связи» (подробно — см. АР №19, 2003). От «расторопности» чипсета и эффективности антенны зависят чувствительность приемника, точность местоопределения и скорость вычисления параметров движения автомобиля. Самыми известными производителями «мозгов» к GPS-приемникам являются компании Globallocate, Centrality, MTK и SiRF Technology.


РАСКИНЕМ КАРТЫ

Среди зарубежных производителей электронной картографии, работающих на нашем рынке, наиболее известна голландская компания Tele Atlas. Сейчас под ее «колпаком» находятся Москва и Санкт-Петербург с пригородами, Калининград, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, 23 населенных пункта в Московской области, 22 населенных пункта в Ленинградской области, Новгородская, Псковская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Смоленская, Калужская, Тульская области и основные магистрали России. Карты Tele Atlas обновляются каждые три месяца, в том числе и с учетом замечаний пользователей.

Прямым конкурентом Теле Атласа в России является американская фирма NavTeq, которая работает на нашем рынке с 2005 года. Покрытие пока невелико: Москва, Московская область и Санкт-Петербург.

С отечественными производителями электронной картографии полнейшая неразбериха. Дело в том, что подавляющее большинство госорганизаций и учреждений, связанных с производством электронной картографии, не являются поставщиками готового продукта, а разрабатывают лишь отдельные компоненты, из которых складывается навигационная карта. Названий в ее родословной бывает столько, что черт ногу сломит.

Московская фирма Навиком предлагает дорожную картографию в формате Garmin, предназначенную для использования в одноименных навигаторах и карманных компьютерах с внешними GPS-приемниками. На сегодняшний день оцифрованы Центральный и Северо-Западный федеральные округа, Новосибирская область и Краснодарский край. Есть адресные базы более 100 городов Московской, Ленинградской и Новгородской областей и подробная дорожная сеть Московской, Ленинградской, Ивановской, Владимирской, Костромской, Ярославской, Тверской, Новгородской, Псковской областей и Карелии.

Компания Навител производит подробные векторные карты городов России с названиями улиц, номерами домов, станциями метро и другой важной информацией, облегчающей ориентирование как в мегаполисе, так и на открытой местности. Формально эта картография охватывает всю территорию России, однако масштаб 1:1000000 позволяет ориентироваться лишь с привязкой к крупным населенным пунктам.

Картография Навител используется в навигаторах Carman i, JJ-Сonnect, Мирком, Mystery и Voxtel.

Старейший игрок на рынке российской автомобильной навигации компания Геоцентр-Консалтинг разработала и поддерживает в качестве интернет-приложений самую подробную и информационно насыщенную карту Москвы, отражающую организацию движения на каждой улице и каждом перекрестке. Карта масштабируется до десяти метров и содержит контуры домов. Адресный поиск возможен по дробным номерам домов.