Константин СОРОКИН

От Москвы на cеверо-восток наш караван помимо автора этих строк вели четыре электронных штурмана — автомобильные навигаторы класса Personal Navigation Device (PND). Но расстояние в 3500 км сумел преодолеть только один прибор.

Главная штурманская интрига — навигатор Glospace SGK-70 с «двухстандартным» приемником, способным ориентироваться по сигналам американской системы GPS и российского орбитального комплекса ГЛОНАСС. Такой прибор, «заряженный» навигационной программой Автоспутник, стоит 17900 рублей и отличается от обычных PND-навигаторов непривычно большим размером экрана — семь дюймов. Приборчики Lexand ST-360 (6750 рублей) с навигационной программой Навител Навигатор и GlobalSat GV-380 (5572 рубля) с приложением iGO ровно в два раза меньше. Эти три навигатора — устройства с так называемой открытой архитектурой и теоретически могут работать с любыми Windows-совместимыми навигационными приложениями и электронными картами. А с четвертым участником теста, навигатором Garmin Nuvi 250 (9000 рублей), «подтасовка карт» не пройдет: этот играет только своей «крапленой колодой».

Самый удобный крепеж — у Гармина. Благодаря шаровому шарниру с пружинным кольцом он устанавливается на свое место одной рукой и так же просто регулируется по углу наклона. Но провод питания неудачный: на холоде он моментально «дубеет», превращаясь в пруток арматуры. Кронштейн навигатора Lexand имеет скользящие контакты для автоматического подвода питания (отличное решение!), но по эргономике проигрывает гарминовскому. То же относится и к крепежу GlobalSat. А «костыль» навигатора Glospace выглядит как плохо сработанный ортопедический протез. Чтобы зафиксировать прибор, приходится, царапая запястья, орудовать двумя руками сзади корпуса. Но даже добросовестно затянутый «телевизор» конвульсирует на кочках — сказывается большой вес, малая площадь опоры и длинная консоль. Похоже, эра нештатной широкоформатной автомобильной «мультимедии» близится к закату: нет в салоне современных автомобилей места для таких «кинотеатров» — или обзор перекрывают, или загораживают клавиши на передней панели.

Навигационные карты всех приборов позволяют задавать маршрут между несколькими пунктами. Таким пунктом может служить текущее местоположение автомобиля, город, конкретный адрес, пересечение дорог, объект из базы POI (точек окружающей инфраструктуры), координаты (долгота и широта) или виртуальная отметка на карте. Двигаясь на север, мы задавали маршруты от гостиницы к гостинице, а наш фотограф Степан Шумахер устраивал навигации дополнительные полевые испытания, находя с ее помощью «фоновые» достопримечательности, координаты которых он заблаговременно экспортировал из «космической» программы Google Earth.

Проще всего было общаться с Гармином — главным образом благодаря самому удобному интерфейсу. Крупные виртуальные кнопки, интуитивно понятное меню, минимальное количество итераций. В режиме маршрутизации программа работает почти без сбоев, выдавая своевременные и понятные аудиовизуальные команды. Беды две. Во-первых, Garmin работает по заокеанскому адресному формату, отказываясь воспринимать дробные индексы, и не имеет системы предикативного ввода названий. А во-вторых, он в упор не видит объездных дорог, предлагая проезжать все транзитные населенные пункты через центр. Этот «глюк» Гармина мы отмечали не раз, однако фирма Навиком почему-то не торопится его исправить. А еще Garmin Nuvi 250 не умеет записывать свои виртуальные следы — треки.

Найти общий язык с приборчиками Lexand ST-360 и GlobalSat GV-380 сложнее: дисплеи перегружены «лишними» символами, мелкие виртуальные кнопки приходится нажимать зубочисткой, а интерфейс выглядит сложным и замороченным. Зато эти навигаторы могут записывать треки, не гнушаются объездными дорогами, а самое главное — позволяют искать дома, корпуса и строения с буквенными индексами.

Широкими возможностями адресного поиска радует и широкоформатный навигатор Glospace SGK-70, но это — единственная радость. Битва с упрямым «телевизором» продолжалась три дня. Начиная отрабатывать маршрут, прибор зависал и после перезагрузки вновь впадал в ступор. Мы колдовали с настройками, звонили в Москву разработчикам... Тщетно! Уладить конфликт софта и «железа» нам удалось отключением маршрутизации и переводом прибора в режим простого отображения дороги. Но Glospace не давал скучать и в пассивном режиме. Оказывается, программа Автоспутник знает почти все стационарные милицейские посты на федеральных трассах и, пытаясь реабилитироваться, принялась старательно о них предупреждать. Едешь, мурлычешь под нос песенку и вдруг — «Ва-а-а-у-у!» — милицейская сирена! Вздрагиваешь, ищешь в зеркалах «мигалки»... Оказывается, это Glospace сообщил о том, что через пятьсот метров стоят гаишные камеры. И ведь не обманул!

Проехав три с половиной тысячи километров на северо-восток от Москвы, мы протестировали навигатор Glospace в трех режимах: «GPS», «ГЛОНАСС» и «GPS+ГЛОНАСС» и... не почувствовали разницы! В средней полосе России и за Уралом приемник системы ГЛОНАСС, снабженный внешней антенной, ловил сигналы от трех до шести спутников (рекорд в семь спутников был зафиксирован в районе Ижевска). При этом американских навигационных сигналов было в полтора-два раза больше (от шести до двенадцати спутников) и принимались они на встроенную антенну. Поскольку для первичного ориентирования на местности этому прибору нужны сигналы как минимум четырех спутников одной из орбитальных группировок («кровосмешение» исключается: американский спутник не может восполнить дефицит информации в российской системе, и наоборот, а взаимное уточнение позиции возможно лишь только после начального местоопределения — таковы особенности приемника), то навигационной информации прибору Glospace хватало. Помогала и программная привязка к дорожному полотну (функция lock to road), которая в автомобильных навигационных системах используется для того, чтобы при ошибках в позиционировании виртуальный автомобильчик не таранил дома и не съезжал с трассы в лесополосу. Резюме: от Москвы до Нового Уренгоя российская система ГЛОНАСС работает. Но по сравнению с комплексом GPS пока имеет значительно меньший орбитальный потенциал и требует использования внешней антенны. Словом, мы предпочли ориентироваться по-старому, по-американски.

«Музыкальные способности» всех навигаторов мы оцениваем на «три с плюсом»: для воспроизведения звуковых файлов (мультимедийными возможностями обладают все участники нашего теста) их недостаточно. Если же говорить о «служебных» голосах, то самая разборчивая и правильная (с точки зрения лексики и уместности) «речь» у Гармина, а победитель в номинации «Кривой язык» — программа iGO навигатора GlobalSat, выдающая длинные и путаные команды.

Второстепенной дорожной информацией наши штурманы «нафаршированы» под завязку, но четкой логики в построении баз POI мы не нашли ни в одном приборе. Почему, например, такая важнейшая категория, как «Транспорт», где собраны все АЗС, автосервисы и шиномонтажи, в программе Навител Навигатор располагается лишь на третьем подуровне меню POI? Быть может, ее стоит «поднять» повыше? Зато прибор Garmin разделяет придорожный общепит аж на пять категорий, начиная с замечательного определения «забегаловки» и заканчивая ресторанами национальной кухни. Места ночлега, в свою очередь, делятся на гостиницы, кемпинги, отели, мотели...

Самой «эрудированной» по части POI признаем программу Навител Навигатор, превратившую приборчик Lexand в карманного экскурсовода. Памятники, заповедники, церкви, монастыри, железные дороги, реки, озера, аптеки, гостиницы — что ни спроси, обо всем расскажет! От обилия значков на карте часто рябило в глазах, зато Навител знал ответы на большинство наших вопросов. Лучшие карты для «дальнобоя»! Только тандем Навитела с приборчиком Lexand ST-360 смог проложить маршрут от Москвы до Нового Уренгоя и с минимальными ошибками. Самое большое покрытие и самая глубокая географическая проработка! Причем карты Навител скорее топографические, нежели навигационные, — они вполне подойдут рыбакам, охотникам и прочим любителям вылазок на природу.

Навигатор Garmin Nuvi 250 довел нас до Сургута, радуя «безглючной» работой и удобством пользования, но разочаровав слабыми знаниями географии в уральском регионе: участок дороги от Воткинска до Чайковского американский прибор «провалил» полностью — незачет!

Приборчик GlobalSat GV-380 с приложением iGO подвели скромная зона покрытия, косноязычие и перегруженный интерфейс. С другой стороны, программа iGO порадовала отсутствием фактических ошибок — спасибо «профессиональной» картографии Tele Atlas Russia.

Сложнее всего оценивать Glоspace SGK-70. Двухстандартный ГЛОНАСС/GPS-приемник, который изготавливает московское КБ Навис, вполне работоспособен, загружена хорошая карта, наглядно отображающая «географию» и инфраструктуру (идея доработки релиза Tele Atlas «до дома» классная!). Добросовестно воет предупреждение-сирена, можно записывать треки и выкладывать их на сайте. Но всему этому грош цена, если прибор не способен «отработать» заданный маршрут! Понятен соблазн как можно раньше рапортовать о «бытовой» реализации патриотичной темы ГЛОНАСС, и все же до выхода на рынок специалистам Автоспутника следовало бы отшлифовать «движок» навигационной системы, чтобы она не «висла» и не «вылетала». А пока Glospace (пусть даже с ГЛОНАССом) — это деньги на ветер.


Навигатор: Lexand ST-360

Цена: 6750 рублей
Программа: Навител Навигатор
Картография: Центр навигационных технологий (ЦНТ), релиз ноябрь 2008

+
  • Большая зона покрытия
  • Глубокая картографическая проработка
-
  • Неудобный интерфейс
  • Сложность меню

Навигатор: GlobalSat GV-380

Цена: 5572 рубля
Программа: iGO
Картография: Tele Atlas Russia, релиз июль 2008

+
  • Удобный обрезиненный корпус
  • Минимум ошибок в маршрутизации
-
  • Очень мелкие цифры и надписи на дисплее
  • Косноязычные и путанные голосовые подсказки

Навигатор: Garmin Nuvi 250

Цена: 9000 рублей
Программа: Навиком
Картография: Дороги России с маршрутизацией 5.11

+
  • Удобный интерфейс
  • Устойчивая работа
  • Четкие и правильные подсказки
  • Минимум пользовательских настроек
  • Большая автономность работы
-
  • Увод на второстепенные дороги в режиме маршрутизации
  • Невозможность записи трека
  • Усеченные возможности адресного поиска
  • Слабая актуальность карты в удаленных регионах

Навигатор: Glospace SGK-70

Цена: 17900 рублей
Программа: Автоспутник
Картография: Автоспутник/Tele Atlas Russia, релиз октябрь 2008

+
  • Информативная карта
  • Удобный разъем питания
  • Большой экран
-
  • Неотлаженное программное обеспечение
  • Громоздкая конфигурация
  • «Зависание» в режиме маршрутизации
  • Неудобный кронштейн крепления