Бронеавтомобиль КАМАЗ Торнадо: российская военная техника с западными комплектующими?

Фото: Елена Кузьмина | компании-производители | Максим Чернявский | Федор Лапшин

На прошлогодней выставке полицейской техники Интерполитех, которая прошла в Москве, состоялся показ нового армейского КАМАЗа Торнадо — могучего бортового грузовика с бронекабиной. Машина впечатлила, но после знакомства с ней у нас остались вопросы.

КАМАЗ по имени Торнадо? Погодите-погодите: в АР №14, 2015 мы уже рассказывали о перспективном армейском грузовике Торнадо, только марки Урал! Так кто у кого позаимствовал название? Никто: обе машины, и камазовская, и уральская, — результат ОКР (опытно-конструкторской работы) Мин­обороны РФ, которая называется Торнадо и призвана дополнить аналогичную программу Тайфун.

В Германии выпускаются армейские машины MAN HX 8х8 с бронекабиной (у танковоза на снимке — бронирование компании KMW, Krauss-Maffei Wegmann)

О Тайфунах не раз упоминалось в Авторевю — и мы были первыми, кто опуб­ликовал их детальные снимки после закрытого показа в 2011 году! Напомним, что это «броневахтовки» для доставки солдат к месту боя, мощно защищенные не только от обстрела, но и от подрыва. Каждый автозавод решил пойти своим путем: уральские Тайфуны-У — носатые, с узлами и агрегатами из России и Белоруссии, а камазовские Тайфуны-К — бескапотные, с массой импортных компонентов. Однако у машин обеих марок немало общего в конструкции: подвеска — независимая и регулируемая, коробка передач — автоматическая, за электрику и электронику отвечает бортовая информационно-управляющая система, БИУС. По нашей информации, сейчас в войсках проходят опытную эксплуатацию по 30 Тайфунов обеих марок — и такие машины уже участвовали в прошлогоднем параде Победы.

Американский аналог КАМАЗа Торнадо — Oshkosh HEMTT A4, он же M977A4 Cargo Truck

А теперь пришла пора и Торнадо — тяжелых армейских грузовиков нового поколения, — причем оба производителя, как и в случае с Тайфунами, начали реализацию проекта по-своему.

Уральский Торнадо-У с колесной формулой 6х6, дебют которого состоялся на форуме Армия-2015, внешне напоминает обычные Уралы — хотя он более тяжелый, с другими компонентами и каркасно-панельной кабиной (часть панелей композитная, но возможна и установка бронезащиты).

Интерьер типично камазовский — приборы и кнопки хорошо знакомы водителям

А камазовцы сразу решили играть ­по-крупному: колесная формула Торнадо, показанного на Интерполитехе, — 8х8, грузоподъемность шасси свыше 25 т. Кабина унифицирована с Тайфуном-К: она бескапотная, полностью бронированная и защищенная, по словам представителей КАМАЗа, по высшему классу ­ГОСТа 6а (от бронебойно-зажигательных пуль Б-32 снайперской винтовки СВД).

Разумеется, у такого Торнадо есть зарубежные аналоги: например, европейский MAN не первый год выпускает тяжелые бескапотные машины с бронекабинами (в последнее время — в содружестве с оборонным концерном Rheinmetall), а ближайший аналог в США — четырехосный Oshkosh, тоже бронированный.

Над боковыми окнами с толстенными бронестеклами — инфракрасные камеры заднего вида

Что же касается показанного ­КАМАЗа Торнадо — ох, здорова машина! Когда стоишь рядом, нижний край платформы оказывается на уровне головы, причем кузов смонтирован на внушительном «сэндвиче» из рамы с 28-сантиметровыми лонжеронами и надрамника высотой аж 34 см. Не менее внушительные шины размерности 16.00 R20 — белорусской марки Белшина (а не Michelin, как у Тайфунов-К). Если заглянуть под машину, видно, что она базируется на обычных неразрезных мостах. Значит, шасси — от грузовика 8х8 армейского семейства КАМАЗ Мустанг?

Толщина брони на торце двери — 10 мм
Толщина брони на торце двери — 10 мм
0 / 0

Оказалось — нет, от более тяжелой модели КАМАЗ-6560. Ее создали десять лет назад — по нашей информации, для зенитного ракетно-пушечного комплекса Панцирь, поскольку военным не хватало грузоподъемности Мустанга. Сейчас на шасси 6560 базируются и тяжелые гражданские модели — например, 50-тонный автокран и агрегат для забивания свай. Но знаете, сколько шасси КАМАЗ-6560 8х8 сто́ит у дилеров? По прайс-листу на январь 2016 года — почти 7,5 млн рублей, тогда как ближайший аналог, только с колесной формулой 8х4, в два с лишним раза дешевле!
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи