На что похожа Азиатская серия Ле-Ман?

Фото: организаторы

С трудом приживаются в Азии гонки Ле-Мановского формата. Задуманная Доном Паноцом серия Asian-Pacific Le Mans Series вызвала так мало интереса, что он решил отменить дебютный сезон-2001; всего два сезона просуществовал японский чемпионат Japan Le Mans Challenge (2006-2007), а запущенная в 2009 году серия Asian Le Mans Series не пережила своего первого сезона.

А ведь в 80-е годы, во времена расцвета группы C, в Японии с большим успехом проводился чемпионат по гонкам прототипов JSPC (All Japan Sports Prototype Championship). Но отсутствие интереса в сегодняшней Японии к гонкам прототипов объясняется просто — наличием суперпрестижного и популярного чемпионата Super GT, в котором представлены заводские команды Lexus, Honda и Nissan. А что в других азиатских странах?

Сейчас мы наблюдаем уже третью инкарнацию Азиатской серии Ле-Ман: после провального сезона-2009 ее заново возродили в 2013 году. Ну а после того, как организаторы из S2M Group так и не смогли обеспечить серию нормальным числом участников, за управление чемпионатом взялись французы из Западного Автомобильного Клуба (ACO, Automobile Club de l'Ouest). Напомним, что ACO занимается организацией «24 часов Ле-Мана». Сейчас главная приманка для участников серии — право стартовать в легендарном французском марафоне, которое получают победители азиатского чемпионата в основных классах.

Очевидно, что в азиатскую серию швейцарца Николаса Лейтвилера привлекла именно возможность получить приглашение на Ле-Ман — чего он в итоге и добился
Последние три сезона серия проводится в четырехэтапном формате. Первый этап на автодроме Фудзи проходил в двухчасовом формате, в рамках одного уик-энда с этапом WEC. Остальные три этапа в Сепанге и Бурираме имели протяженность три часа.

На сегодня в серии есть целых пять классов: два для машин «Гран-Туризмо» — любительский GT Am и более престижный GT, и аж три категории для прототипов — «топовый» LMP2, более доступный LMP3 и еще один, для простеньких четырехцилиндровых прототипов категории FIA CN.

Пока доступный класс LMP3 не приобрел популярности, в азиатскую серию допускаются простые прототипы категории FIA CN с четырехцилиндровыми моторами (на фото)
Правда, более или менее наполненный — лишь один из них, GT: в этом классе выступали 11 экипажей команд из Китая, Сингапура, Тайваня, Малайзии, Швейцарии и Словакии, из них лишь семь — на регулярной основе. Используемая здесь техника, как в большинстве национальных чемпионатов «Гран-Туризмо», относится к популярной категории GT3: Audi R8 LMS, Ferrari 458 GT3, McLaren MP4-12C GT3, McLaren 650S GT3, Mercedes-Benz SLS AMG GT3, BMW Z4 GT3. А количество участников в остальных классах еще скромнее: в дорогостоящем LMP2 всего четыре экипажа, в LMP3 — три, а машин класса CN и вовсе было всего две.

По правилам хотя бы один гонщик в экипаже должен представлять одну из стран Азии и Австралазии. На первом месте по численности в чемпионате — спортсмены из Японии (17 человек), номер два — Китай (11 спортсменов), семь спортсменов в серии — из Малайзии.

Гонки Азиатской серии Ле-Ман пока отличаются весьма скромным количеством участников
В «топовой» категории LMP2 победу одержал экипаж швейцарской команды Race Performance на спайдере Oreca 03R с мотором Judd V8 3.6: 55-летний бизнесмен из Швейцарии Николас Лейтвилер и его партнеры-профессионалы, каждый из которых проехал по две гонки — экс-пилот Формулы-1 Синдзи Накано и 25-летний англичанин Оливер Вебб. Международный экипаж проехал все четыре этапа и в двух одержал победу, тем самым не только выиграв чемпионат, но и гарантировав себе приглашение на «24 часа Ле-Мана» 2016 года. Еще две победы на счету экипажа индонезийской команды Jagonya Ayam with Eurasia. Но индонезиец Шон Гелаель с итальянцем Антонио Джовинации выступали только в этих двух гонках, поэтому не могли побороться за чемпионский титул с гонщиками Race Performance.

Mclaren победителей серии из команды Clearwater Racing
В самом массовом классе GT две победы в сезоне гарантировали чемпионский титул экипажу команды Clearwater Racing на купе McLaren 650S GT3 — сингапурцу Венг Сун Моку, англичанину Робу Беллу и японцу Кеита Сава. Как результат, сингапурский коллектив получил от ACO приглашение на участие в «24 часах Ле-Мана» 2016 года в категории GTE-Pro или GTE-Am. По одной победе в ходе сезона одержали гонщики малайзийской «конюшни» Nexus Infinity на Ferrari 458 GT3 (малайзиец Доминик Энг и австралиец Джошуа Хант) и пилоты китайской команды Absolute Racing на Audi R8 LMS (тайванец Джеффри Ли, немец Кристофер Мис и бельгиец Клеман Алессио Пикариелло).

Купе Ligier JS P3 категории LMP3 команды DC Racing. Внешне машина почти неотличима от гораздо более дорогостоящего и быстрого болида JS P2 старшего класса LMP2!
Свое приглашение на «24 часа Ле-Мана», несмотря на малочисленность категории, получил и коллектив-победитель в LMP3 — нужно же как-то стимулировать развитие этого класса! Причем, китайская команда DC Racing, выставлявшая прототип Ligier JS P3, получила право выбора, где в стартовать во французском суточном марафоне: или в зачете LMP2, или в «серийной» категории GTE-Am.

Следующий сезон в Азиатской серии Ле-Ман снова пройдет в межсезонье, поздней осенью 2016-го — зимой 2017-го: организаторы из ACO уже опубликовали предварительный календарь серии. При этом длительность всех гонок будет увеличена до четырех часов.

Предварительный календарь Asian Le Mans Series 2016-2017
Гонка Трасса Страна Дата
1 4 часа Жухая Zhuhai International Circuit Китай 30 октября 2016 г.
2 4 часа Фудзи Fuji Speedway Япония 4 декабря 2016 г.
3 4 часа Бурирама Chang International Circuit Таиланд 8 января 2017 г.
4 4 часа Сепанга Sepang International Circuit Малайзия 22 января 2017 г.

Рекомендованные статьи