на главную страницу Rambler's Top100
  Между прошлым и будущим

Пятиместный внедорожник Shival считается первым автомобилем, собранным в Корее
Максим КАДАКОВ
Фото автора

Первый автомобиль корейцы увидели в 1903 году — то был Rolls-Royce короля Кочжона. Но это вовсе не означало, что в стране началась всеобщая автомобилизация. В 1945 году, когда после японской оккупации Корея вернула себе независимость, в стране насчитывалось всего 7200 машин.
А что было потом? Что происходит сейчас?
Поводом для поездки в Корею стал Сеульский автосалон.

Первый автомобиль корейской сборки увидел свет только в 1955 году: внедорожник Shival («Старт») собрали из американских запчастей -— фактически, это был Willys. С 1955 по 1956 годы таким же кустарным способом построили еще около 3000 машин, главным образом — для военачальников.
После военного переворота в 1961 году к власти пришел генерал Пак Чжон Хи, и правительство сделало ставку на развитие экспорта. В страну предполагалось импортировать только сырье, а продавать готовую продукцию. Вскоре в число приоритетных отраслей вошла автомобильная промышленность. В 1972 году власти законодательно закрепили право заниматься автомобильным производством за четырьмя компаниями — Kia, Hyundai Motor, Asia Motors и Shinjin. Затем произошло слияние фирм Kia и Asia Motors. А компания Shinjin превратилась в СП Daewoo и General Motors, а еще через несколько лет — в компанию Daewoo Motor. Вплоть до азиатского экономического кризиса 1997 года три эти компании и представляли корейский автопром (вклад других производителей был незначительным).
Каждая из «избранных» фирм получила от правительства льготные кредиты и обязалась до 1980 года довести выпуск машин до 50 тысяч. Попутно правительство ввело драконовские пошлины на ввоз иномарок и комплектующих. Импортировать разрешалось лишь те детали, которые невозможно было сделать в Корее. Были заключены сотни лицензионных соглашений, и вплоть до конца 80-х годов корейские автомобили представляли собой копии японских, американских или европейских машин.
Дела пошли в гору. В середине 70-х годов начался экспорт автомобилей в Америку (первым за океан отправился Hyundai Pony/Exel), постепенно насыщался и внутренний рынок. Если в 1985 году численность автопарка Кореи, включая грузовики и автобусы, не превышала миллиона (для сравнения: в Москве сейчас около трех миллионов автомобилей), то в 2000 году эта цифра достигла 12 миллионов. По числу зарегистрированных автомобилей Корея сейчас на 15-м месте в мире!
Азиатский кризис 1997 года нанес корейской автопромышленности мощнейший удар. Собственно говоря, с автомобилестроения кризис и начался. В июле 1997 года компания Kia объявила о своем банкротстве. Вскоре с финансовыми проблемами столкнулись все корейские автомобилестроители.
Правила игры вновь начало диктовать правительство. Компания Hyundai Motor была выделена из состава холдинга Hyundai, а остальные фирмы сменили, частично или полностью, своих собственников. Обанкротившаяся фирма Kia была в конце 1998 года приобретена компанией Hyundai Motor. Одновременно был заключен «стратегический союз» между Hyundai Motor и концерном DaimlerChrysler, который приобрел 10% акций корейской компании (помимо этого, около 5% акций Hyundai Motor принадлежит Mitsubishi). Компанию Daewoo Motor приобрел концерн General Motors. Вновь образованная, но не успевшая развернуться фирма Samsung Motors оказалась под крылом Renault. SsangYong продолжает кооперацию с концерном DaimlerChrysler.
То есть весь корейский автопром в той или иной мере попал под влияние западного капитала. Но катастрофы не случилось! В 2000 году в Корее было выпущено 3,1 млн автомобилей — больше, чем когда либо. По объему выпуска Корея сейчас занимает пятое место после США, Японии, Германии и Франции.

Корейский автопром в 2001 году
Компания Число служащих Объем продаж Доля экспорта (%)
Daewoo Motor 13555 391113 56,3
Hyundai Motor 48830 1507739 53
Kia Motors 29377 1027491 60
Renault-Samsung 3970 70788 0,2
SsangYong Motor 6126 125026 10,7

Производство автомобилей в Корее за последние 30 лет
Год Легковые машины, внедорожники и минивэны Грузовики и автобусы Всего
1970 14487 14332 28819
1975 18398 18781 37179
1980 57225 65910 123135
1985 264458 113704 378162
1990 986751 334879 1321630
1991 1158245 339573 1497818
1992 1306752 422944 1729696
1993 1592669 457389 2050058
1994 1805895 505768 2311663
1995 2003146 523254 2526400
1996 2264709 548005 2812714
1997 2308476 509799 2818275
1998 1625125 329369 1954494
1999 2361735 481379 2843114
2000 2602008 512990 3114998

Производство легковых автомобилей, грузовиков и автобусов в Корее по маркам
Фирма 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Hyundai 1134611 1213694 1281762 1239032 770558 1269741 1525167
Kia 619875 631644 703116 613920 362947 700233 803394
Daewoo 340707 454353 447581 607559 383802 758583 624534
Asia 55586 59509 53657 45952 26549
SsangYong 46375 54356 76940 79907 44186 987194 116879
Hyundai Prеcision 39430 41140 60228 71326 74938
Daewoo Heavy 73037 66088 185093 156698 248529
Renault-Samsung 41593 6362 28787
Прочие 2042 5616 4337 3881 1392 10001 16237
ВСЕГО 2311663 2526400 2812714 2818275 1954494 2843114 3114998
  ГОРОД УТРЕННЕЙ СВЕЖЕСТИ


В бесконечном потоке автомобилей нелегко заметить хотя бы одну «иномарку»

Самый распространенный вид автосервиса — гараж под открытым небом, где обслуживаются и старые пикапы, и дорогие лимузины. Рядом — «ручная» мойка на улице

Сеул наводнен развозными грузовичками. Этот, например, везет клетку с собачками — в ресторан...

Участки ремонта дороги обрамляют яркие ограждения и световая сигнализация — как в Европе

Бешеные мотоциклисты правил не соблюдают. Их задача — быстро доставить груз

Если Корея — Страна утренней свежести, то ее столица Сеул — город утренней свежести. Именно утренней! Потому что к полудню здесь не продохнуть: над столицей повисает густой смог. Ситуация усугубляется тем, что Сеул расположен в низине и плохо продувается ветрами.
Простые корейцы ездят на простых корейских машинах. Куда ни глянь — везде Kia, Hyundai и Daewoo (вспоминается СССР, когда все ездили на Жигулях, Москвичах и Запорожцах). Больше всего — среднеразмерных седанов, таких как Kia Clarus или Hyundai Sonata. Эти же модели чаще всего используются в качестве такси. Универсалы не в почете: вместо них здесь покупают минивэны (к примеру, Kia Carnival). Почти все машины -— с кондиционерами и автоматическими коробками, и практически все — с бензиновыми моторами. Только в последнее время, когда из-за падения воны цены на бензин почти удвоились, корейцы стали охотнее покупать дизельные внедорожники и минивэны. Сейчас литр дизтоплива стоит около 70 центов, а литр 98-го бензина — $1,15.
А на чем ездят «непростые» корейцы? После того, как в семидесятых правительство генерала Пак Чжон Хи обложило иномарки непомерными пошлинами, их ввоз практически прекратился. Но несколько лет назад под давлением мирового экономического сообщества (прежде всего США) пошлины были радикально снижены: таможенная ставка на новый легковой автомобиль — всего 8%. Но иномарок на улицах Сеула все равно мало: за прошлый год было продано всего 16 тысяч машин! Большая часть из них — дорогие автомобили BMW, Mercedes, Lexus и Volvo.
Новые автомобили служат в среднем 5—6 лет, после чего их продают по бросовым ценам малоимущим. А еще через два-три года машину можно отправить только на утилизацию, причем за это нужно заплатить. Но корейцы нашли выход попроще: чуть ли не весь автохлам вывозится нынче в Китай. Кстати, несколько лет назад предпринимались попытки и в России продавать секонд-хэнд из Кореи (у корейских машин — нормальный левый руль!), но с учетом стоимости транспортировки корейские автомобили оказались дороже японских, да и качеством они пониже. Этот бизнес «не пошел».
Ездят корейцы довольно спокойно. И почти все нарушают правила. Но не грубо. Главное — не делать это под носом у инспектора и не создавать проблем для других водителей. Но рядность движения все соблюдают, а о проезде на красный не может быть и речи. Штрафы здесь не детские: даже за мелкий проступок взимают $60—70, а за управление в нетрезвом виде лишают прав на три года. Причем местные гаишники зачастую устраивают облавы: перекрывают улицу и с помощью алкометров обследуют всех подряд. Почти как у нас. Ничего и никого не боятся только мотоциклисты.
Уличной преступности в Сеуле почти нет, угоны случаются крайне редко, так что машину можно оставлять где угодно. Если, конечно, найдется место. А это проблема. Не спасают даже многоэтажные подземные парковки — там тоже очереди!
А на паркинг выставочного комплекса COEX, в котором с 19 по 26 ноября проходил Международный автосалон, нас не пустили вовсе — нет мест! И это напомнило... Да-да, прошедшее в августе московское шоу MIMS-2002! Выделенных под экспозиции площадей здесь даже меньше, чем в Москве. Но главное сходство в том, что зарубежные производители тоже отказались от участия в этой выставке! Невыгодно: затраты на участие в шоу большие, а объемы продаж крохотные.
Что ж, посмотрим на достижения местной автоиндустрии.

  Жизнь после жизни



Daewoo Lacetti

Daewoo Flex



Daewoo Oto

Хэтчбек Publica фирмы Shinjin —
не что иное, как Toyota Publica. С 1967 по 1971 годы было собрано 2005 таких машин

После объединения с GM фирма Shinjin выпускала автомобили Opel и Chevrolet. Это — Opel Record Royale (с 1975 по 1978 годы сделано 12005 машин)

Крах могучего холдинга Daewoo стал одним из самых серьезных потрясений последних лет. Фирма была основана в 1967 году тридцатилетним предпринимателем Ким У Чжуном. Но в те годы она не котировалась: слишком молодой компанией руководил слишком молодой человек. В общем, в корейский «автомобильный пул» генерал Пак Чжон Хи Daewoo не включил. Теперь, чтобы организовать собственное автомобильное производство, нужно было вступить в альянс с одним из уже действующих предприятий. Например, с небольшой фирмой Shinjin Motor, которая по лицензии выпускала автомобили Toyotа, а в 1972 году основала совместное с концерном General Motors предприятие по выпуску автомобилей Opel и Chevrolet.
В 1978 году окрепший к тому времени холдинг Daewoo поглотил фирму Shinjin Motor. В содружестве с GM на Daewoo выпускались седаны и хэтчбеки LeMans (это перелицованный Opel Kadett, с которым фирма вышла на европейский рынок). В 1983 году СП было переименовано в Daewoo Motor, а в начале 90-х годов компаньонам пришлось расстаться «из-за различных подходов к философии управления».
Головной холдинг Daewoo в середине 90-х годов находился на пике своего могущества. Склонный к рискованным авантюрам Ким У Чжун решился на мощные инвестиции в страны Восточной Европы и бывшего СССР. Используя заемные средства, фирма открывала дочерние предприятия по всему миру — в Польше (Daewoo-FSO), Узбекистане (Уз-ДЭУавто), на Украине (АвтоЗАЗ-Daewoo), в Чехии, Индонезии, Индии, Иране. Вспоминается и эпопея с российским предприятием Донинвест, когда в Ростов было отправлено около 30 тысяч машинокомплектов модели Espero, деньги за которые получить Daewoo так и не удалось!
Вплоть до азиатского кризиса производственная программа Daewoo представляла собой переработанные лицензионные машины. Самые ходовые модели — LeMans, на смену которой пришла Nexia, Tico (Suzuki Alto) и Espero на опелевской платформе. Но нужны были новые машины, и на их разработку выделялись огромные средства. Новый модельный ряд был представлен в 1997 году: это Lanos, Nubira и Leganza, над дизайном которых работали итальянские студии. Так что к азиатскому кризису, который начался в том же 1997 году в Таиланде и быстро дошел до Кореи, концерн подошел с гигантскими долгами. Вдобавок ко всему, по требованию правительства фирма Daewoo Motor взяла под свое крыло компанию SsangYong Motors. Немудрено, что в результате этих операций колосс Daewoo рухнул под собственной тяжестью. Все это, конечно, рикошетом ударило по отделениям Daewoo во всем мире, включая предприятия в Узбекистане и на Украине.
В начале 1999 года концерн Daewoo разделился на несколько компаний. Осенью того же года Ким У Чжун подал в отставку, а потенциально прибыльное отделение Daewoo Motor оказалось во власти кредиторов, интересы которых представлял Корейский банк развития. Через год фирму официально объявили банкротом и выставили на продажу. После долгих переговоров отделение Daewoo Motor прибрал к рукам концерн General Motors, решивший, вероятно, вновь постигать «корейскую философию управления».
Договор был подписан 30 апреля 2002 года, а 17 октября было объявлено о создании новой компании — GM Daewoo Auto&Technology Co (сокращенно — GM Daewoo). Акционерами компании GM Daewoo стали собственно GM (42,1% акций), Suzuki Motor (14,9%), Shanghai Automotive Industry (10%), а оставшиеся 33% акций сохранили бывшие кредиторы Daewoo. Главой компании назначен Ник Рейли.
В собственности GM Daewoo находится три завода в Корее и девять дочерних предприятий в Австрии, Бенилюксе, Франции, Германии, Италии, Пуэрто Рико, Испании и Швейцарии. О других бывших дочерних предприятиях Daewoo, включая украинский АвтоЗАЗ-Daewoo и узбекский UzDaewoo, сказано, что они «остаются в собственности кредиторов компании Daewoo Motor». В общем, будущее их туманно.
Любопытно, что в это смутное время фирма не только не остановила конвейер, но и продолжала разрабатывать новые модели! В кризисном 1998 году появился очень удачный Daewoo Matiz, годом позже — большой седан Magnus, в 2000 году — популярный в Корее компактвэн Rezzo/Tacuma (этакий корейский Renault Scenic), в 2002 году — компактная модель Kalos. А едва было объявлено о создании компании GM Daewoo, как на свет появилась еще одна полностью новая модель — седан Daewoo Lacetti, пришедший на смену автомобилю Daewoo Nubira.
Премьера Lacetti и состоялась на мотор-шоу в Сеуле. Разработанный фирмой Pininfarina дизайн едва ли кто-нибудь назовет шедевром. Зато все, что положено современному семейному автомобилю, здесь есть — от регулируемой в двух направлениях рулевой колонки и навигационной системы до таких приятных мелочей, как охлаждаемый перчаточный ящик, подогрев лобового стекла, складывающиеся наружные зеркала и т.д. Несмотря на то, что Lacetti будет конкурировать с европейскими и японскими моделями класса C (гольф-класс), по габаритам корейская машина почти на ступеньку выше: 4,5 метра в длину. Просторный салон позволяет комфортно усесться на заднем сиденье даже рослым пассажирам. Специалисты GM тоже успели приложить руку к новой машине: они участвовали в финальной доводке, обучали Lacetti «европейским» манерам езды.
Мотор пока — только полуторалитровый (106 л.с.), а цена — от $7400 до 10500 в зависимости от комплектации. Поставки машины на европейский рынок начнутся будущим летом. Кстати, компания GM Daewoo считает приоритетными рынками страны Европы, в то время как другие корейские фирмы нацелены в первую очередь на Америку.
Кроме того, на выставке представили два концепт-кара — полноприводный кроссовер Oto и однообъемник Flex. Обе машины до отказа набиты электроникой, но главное не в этом. Oto и Flex — знак того, что в ближайшее время компания GM Daewoo будет расширять модельный ряд: в гамме появятся паркетный внедорожник (скорее всего, на базе одной из моделей GM) и полноразмерный минивэн.

  1 2 3
Главная страница | Материалы | Подшивка | Фотоальбом | Видеоколлекция | Реклама | Автоспорт | Грузовики и автобусы | Полезные ссылки
наверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования