Электричество смотрит нам в...


ТЕПЛОДОМ И ДРУГИЕ

Сначала у нас оказались коврики с забавным названием Емеля московской фирмы Теплодом.
Зараженные вирусом сравнительных испытаний, мы сразу же приступили к поиску аналогов. Но трехдневная "зачистка" автомагазинов столицы и ближайшего Подмосковья желаемого результата не принесла: автомобильных электрогрелок, как выяснилось, на нашем рынке — кот наплакал. Купить удалось всего две — фирм Alca и First (150 и 115 рублей соответственно), причем и та, и другая на поверку оказались совершенно одинаковыми. Судя по стыдливому сокрытию координат производителя, оба изделия привезены к нам из жаркой Азии, где подогрев сидений в автомобилях нужен как козе баян. В общем, на тебе, Боже, что нам негоже.

КОНКУРС КРАСОТЫ

Для начала все четыре образца подвергли тщательному наружному осмотру. Коврики Alca и First скроены из пухлого ткане-пластикового "сэндвича", прострочены по линии перегиба и снабжены плоскими резинками-лямками, с помощью которых электрогрелка закрепляется на каркасе сиденья. Замкнутый бандаж одевается на спинку, одинарные резинки цепляются крючочками за арматуру подушки.

Инструкция свидетельствует, что оба изделия являются универсальными и рассчитаны на эксплуатацию в паре с любыми автомобильными креслами. Подтверждения этому дать не можем, ибо при натягивании лямок на сиденье автомобиля Toyota Corolla мы сразу же оторвали одну из резинок. Выходит, на "офисные кресла" американских машин это изделие можно даже не примерять.
Не обрадовало и то, что в "боевом" состоянии коврики смотрятся не так безупречно, как на картинке в инструкции. Складки, провисания в районе валиков боковой поддержки и натянутые как струны резинки придают электрогрелке вид детской куртки, в которую влез взрослый атлет. Материал тыльной части неудачен. Полимерная ткань очень скользкая, поэтому на кожаных сиденьях грелка ведет себя как блин на хорошо смазанной маслом сковородке.
С ковриками Емеля ситуация иная. Прежде всего, они заметно тоньше своих конкурентов, выглядят строже и вполне приятны на ощупь.

Бизнецы-братья. Единственное отличие — расцветка

Первый вариант электрогрелок фирмы Теплодом, предназначенный для обогрева только "опорной части тела", не имеет крепежа и держится на подушке сиденья за счет фрикционных свойств материала тыльной части. При выходе или посадке грелка ерзает, и это раздражает.

Емеля под номером два сделан полноразмерным. На сегодняшний день это изделие является экспериментальным, и поэтому мы не будем излишне строги
Так выглядят коврики Емеля — одинарный и полноразмерный

. Скажем лишь, что если предусмотреть верхние лямки (крепить их лучше всего к ножкам подголовника) и снабдить удобной регулировкой по длине, грелка будет сидеть как влитая, причем на любом кресле.

ПОСИДИМ, ПОГРЕЕМСЯ

Все участники нашего теста получают электроэнергию через гнездо прикуривателя. К российским изделиям питающий кабель подходит сбоку, к импортным — по центру. Боковой подвод больше удобен для водителя, но создает некоторые проблемы при использовании коврика на пассажирском месте. Шнур российских ковриков обладает малоприятной особенностью: на холоде он "дубеет" и выгибается, как спина испуганной кошки. Электроразъем больше понравился у иностранцев. Он снабжен двухлепестковой минусовой клеммой, хорошо фиксируется в гнезде и обеспечивает надежный контакт, а вот штеккеры Емели лишены информативности.

И те, и другие имеют встроенный предохранитель. Нам кажется, что разъемы неплохо было бы дополнить сигнальным светодиодом: нужен визуальный контроль работы подогрева!

Питающий шнур к импортным коврикам подходит посередине, к отечественным — сбоку

Кроме того, на автомобилях с неотключаемой цепью прикуривателя светодиод напомнит о необходимости выдернуть шнур на стоянке.
Замеры показали следующее. При напряжении питания в 13,9 вольт (работающий двигатель) коврики Емеля в режиме нагрева потребляют ток 1,4 (одинарный) и 2,3 (полноразмерный) ампера. Иностранцы прожорливее — 4,2 ампера, но при этом, конечно, и нагреваются быстрее.

В среднем, желанное тепло начинает пробираться через зимнюю одежду уже через 5—8 минут. Большой разницы в эффективности работы обогревателей мы не заметили. Даже в сильный мороз на них невозможно высидеть более получаса, так что без периодического отключения не обойтись. Отметим, что коврики Alca и First имеют простенький термостат (биметаллический регулятор), но от дискомфортного перегрева он все равно не спасает и служит, скорее всего, для защиты термоэлемента от внутреннего замыкания. Кстати, о термоэлементах. У импортных изделий это медный многожильный провод в полимерной оболочке. Российские коврики разогреваются благодаря специальному углеродному волокну — материалу, который до недавнего времени был известен лишь специалистам "оборонки". Достоинств у такого источника тепла два — высокая механическая прочность и низкое токопотребление. С другой стороны, углеволокно обладает значительной внутренней теплоемкостью, поэтому на первоначальном этапе работы Емеля сначала хорошенько нагреет самого себя, а уж потом — седока.
Импортные изделия нагреваются благодаря паутине из медного провода. Стрелкой показан термостат

Нагревательный элемент Емели выполнен из специального углеволокна

ЭКЗЕКУЦИЯ

Одну из горизонтальных лямок мы порвали при попытке натянуть бандаж на сиденье автомобиля Toyota Corolla Закрыв глаза на предостерегающую надпись в инструкциях к заморским изделиям (буквальный перевод: "Постарайтесь не перегибать коврик"), мы решили устроить участникам теста небольшую "ломку".
Сначала каждую грелку основательно помяли в руках, раз десять скрутили в разные стороны и в сложенном состоянии переехали колесом автомобиля.
Все коврики продолжают работать, вот только запачкались. Что делать с грязью? Постирать или отдать в химчистку? Пошли по первому пути: собираем хвосты электропроводов в пучок и грузим испачканные коврики в чрево автоматической стиральной машины. Проведя около тридцати минут по ту сторону "иллюминатора" и изрядно побултыхавшись в мыльной воде, грелки отмылись от грязи и были тщательно высушены.

Испытания на механическую прочность коврики выдержали

С радостью сообщаем, что на их работоспособность "водные процедуры" не повлияли, а внешнее сравнение после стирки оказалось в пользу отечественной продукции: Емеля сохранил прежний вид, а "иностранцы" выглядят изрядно пожеванными.

* * *

Нам кажется, что подогреваемые коврики будут интересны в первую очередь жителям северных районов, владельцам старых автомобилей с хроническим непрогревом салона и просто теплолюбивым водителям. Надеемся, что эта публикация поможет им сделать правильный выбор.

КСТАТИ...
Устройство для подогрева автомобильных сидений — вещь сезонная. Автолюбители средней полосы России едва ли станут пользоваться им более трех месяцев в году, поэтому покупателям новых иномарок не всегда имеет смысл тратить деньги на встроенный термоэлемент. Опция эта, между прочим, недешевая. Московские дилеры фирмы Toyota оценивают ее в $175, Volvo — в $125, Peugeot — в $65, BMW — $350 за подогрев каждого "стула".
МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ...
Медицинские аспекты использования электроподогрева сидений в автомобиле мы попросили прокомментировать специалистов московского НИИ Урологии. По их мнению, любой автомобильной грелкой (встроенной или съемной) ни в коем случае нельзя пользоваться постоянно, особенно в сильный мороз. Причина проста: резкое охлаждение нижней части тела при выходе на улицу — прямой путь к радикулиту и типично мужским заболеваниям.
Лучше действовать так: согрелся — выключи, замерз — включай опять.

К. СОРОКИН
Фото автора


На первую страницуМеню