На лбу водителя — след от несильного удара о руль. Подголовник надежно защитил голову при отскоке

Передняя панель — как до удара. Разве что подстаканники открылись…

Передняя панель травмобезопасна, но металл рулевой колонки под пластиковым кожухом может угрожать коленям

«Клетка» салона не деформирована, HIC ниже безопасного уровня: «водитель» отделался легким испугом

С защитой пристегнутого пассажира все в порядке

Смещение педалей сцепления и тормоза стоило Акценту 3,2 балла пенализации

На стойке лобового стекла — лишь небольшая складка

Благодаря мощнейшему подрамнику (показан стрелками), связывающему лонжероны, энергия удара гасится очень эффективно

Справа подрамник не смят: обратите внимание на его длину и надежное соединение с лонжероном пола

Слева: деформация подрамника поглотила часть энергии удара

Суммарные перегрузки головы водителя и переднего пассажира автомобиля
Павел КАРИН, фото автора

Лада Калина, Renault Logan, Renault Symbol… Все эти седанчики участвовали в летнем сравнительном тесте (см. АР №13—14, 2005) — и все прошли испытания не только на активную, но и на пассивную безопасность. Однако был в том тесте и четвертый участник — Hyundai Accent, российский бестселлер этого класса, выпускающийся в Таганроге уже четвертый год. А поскольку снимать Accent с конвейера пока не собираются, наше решение устроить ему встречу с деформируемым барьером на скорости 64 км/ч выглядит вполне логичным.

АВТОМОБИЛИ с корейской родословной участвовали в наших краш-тестах с переменным успехом. За удовлетворительным выступлением седана Daewoo Nexia узбекской сборки по старым правилам в 1997 году (смещенный удар о жесткий барьер на скорости 50 км/ч) спустя пять лет последовал полный провал: при ударе по правилам EuroNCAP Nexia разбилась, что называется, в хлам. А вот малышка Daewoo Matiz, коих мы расколошматили аж три штуки (одну в аварии и две на краш-тестах), показала, что дешевый автомобиль может быть безопасным даже без подушек.

Выдержит ли удар «обрусевший» Accent?


По этим проводам манекен-водитель «рассказывает» об аварии с помощью 34 датчиков

До краш-теста информации о пассивной безопасности Акцента у нас было немного. Эксперты EuroNCAP испытывали только самый первый Accent образца 1994 года. Выступил он, кстати, бледно: водительская дверь сломалась и практически слетела с петель, сварные швы пола разошлись, а водительская подушка хоть и удержала голову манекена, но «ударила» его в грудь. За фронтальный удар тот автомобиль набрал лишь четыре балла из 16 возможных...

А нынешний Accent второго поколения, который появился в 1999 году, проходил независимые краш-тесты только в Америке, по методике ассоциации NHTSA. Результат был неплохим — по четыре звезды за защиту седоков из пяти возможных. Но фронтальный удар по американским правилам (строго «в лоб» в жесткую стенку на скорости 56 км/ч) — это не смещенный удар по правилам EuroNCAP, который практикуем мы. Ведь по европейским правилам всю энергию столкновения принимает на себя только один лонжерон из двух — как это и бывает при реальных авариях.

Но сперва нужно было решить, какой именно Accent мы хотим бить. Дело в том, что из пяти комплектаций, в которых продается таганрогский Accent, лишь две включают водительскую подушку безопасности. Но на три версии без подушки приходится 62% покупательского спроса.

Поэтому мы и купили серебристый седан без подушки — в версии МТ1 за $12050. Причем из-за того, что наша покупка совпала с вынужденной остановкой ТагАЗа, найти «пустую» машину удалось лишь в одном из 29 московских дилерских центров. И заплатить за нее пришлось больше, чем мы рассчитывали: воспользовавшись дефицитом, нам навязали (якобы по заводскому распоряжению) сигнализацию, механический блокиратор рулевого вала, коврики и защиту картера.

Ох, не пригодится нам все это…

Тревожный вой разгонной катапульты, разбег, короткий удар — и автомобиль, словно раненый боец, замер у канатов. Из-под капота раздалось неприятное шипение хладагента кондиционера, кровавой струйкой засочился антифриз... Ранен или убит?

Судя по кузову — живее всех живых! На крыше — лишь небольшая складка. Слегка выгнута стойка лобового стекла. Водительская дверь отлично выдержала удар, и дверной проем остался практически нетронутым — такое же малое смещение передней стойки (20 мм) было у испытанного нами Форда Фокуса первого поколения. Мало того — дверь открылась! Правда, сперва пришлось распахнуть заднюю дверь, а потом приложить к ручке немалое усилие. Но ни Symbol, ни Logan на это были не способны — их водительские двери заклинило намертво.

В салоне — практически никаких повреждений. Руль? На месте: смещение измеряется считанными миллиметрами. Следы удара на передней панели хранит разве что выдвижной ящик, в который уперлось левое колено водителя. Но по правилам EuroNCAP за металлические элементы, скрытые пластиком кожуха рулевой колонки, положен штраф в один балл — его мы отняли при пересчете рейтинга ARCAP. Пол под ногами водителя целехонек. Разве что педали сцепления и тормоза сместились назад на 180 мм, прижав правую голень манекена. Но, судя по данным датчиков, этот «зажим» оказался совершенно безвредным.

А о чем еще нам поведают манекены Hybrid III? Ведь сколько раз так бывало — деформация кузова вроде бы невелика, а нагрузки на голову и грудь «красные». За примером далеко ходить не надо — вазовская Калина, увы, именно такова.

Но Hyundai Accent — из другого теста!

Замедление головы, усилия в «шейных позвонках» манекенов — в безопасной зоне. Критерий травмирования головы (HIC) манекена-водителя — всего 595. Между прочим, у Логана с подушкой было 890 — уж не говоря про Калину с ее запредельным коэффициентом в 1384.

Наконец, нагрузка от ремней на «грудные клетки» манекенов тоже ниже, чем в Калине, Логане и Символе.

Новый лидер краш-тестов Авторевю?

О лидерстве речи не идет. Дело в том, что по правилам EuroNCAP за отсутствие подушки полагается пенализация в два балла — именно поэтому голова водителя на цветной схеме не зеленая, а оранжевая. А смещенные на 180 мм педали тоже означают снижение оценки защиты ступней, и снижение серьезное — на этом Accent теряет сразу 3,2 балла. Итого — 9,9 балла из 16 возможных (пересчитанный рейтинг ARCAP — 8,9 балла). Но все равно это хороший результат!

В чем причина успеха?

Во-первых, Акцент грамотно сконструирован. Мотор установлен на мощнейшем подрамнике, который крепится к кузову восемью болтами и плавно «перетекает» в лонжероны. Поэтому смещенный удар воспринимается не только водительской стороной автомобиля, но и пассажирской. Обратите внимание на то, что весь передок Акцента свернут на сторону. А, например, у Калины пассажирская сторона осталась практически нетронутой — тут при ударе работала только левая «половинка» кузова, которая не смогла поглотить столько же кинетической энергии, как передок Акцента.

Во-вторых, судя по разбитому нами Акценту, с технологией на ТагАЗе полный порядок. Кузовные панели в Таганрог приходят из Кореи, но сварка — местная. И сварка качественная — мы не нашли ни одного разошедшегося шва!

А в-третьих, эффективно удержать манекены помогли современные ремни с преднатяжителями, которые ставят на все таганрогские Акценты с прошлого года. На экспериментальной Калине с подушками, краш-тест которой мы наблюдали на АвтоВАЗе, преднатяг тоже был. Но на Калине он оказался неэффективным. А на Акценте — и перемещение манекенов под контролем, и нагрузки на «грудные клетки» невелики.

Опять-таки, для сравнения: на Renault Logan преднатяжители не ставят…

Словом, Hyundai Accent — это хорошо спроектированный кузов, травмобезопасный интерьер и эффективные ремни. Поэтому даже в базовом исполнении корейский седанчик способен защитить пристегнутых седоков при аварии. И это — еще одно опровержение тезиса вазовцев о том, что сделать современный автомобиль с прочным кузовом, который был бы безопасным без водительской подушки, невозможно. Возможно! Нужно лишь точно расставить акценты при его создании...




Hyundai Accent первого поколения на краш-тесте EuroNCAP (1998 год): при фронтальном ударе пол порвался по швам, дверь развалилась, водитель получил подушкой по груди — 4 балла из 16 возможных
HyundaiAccent.png


Hyundai Accent (в версии без подушки), краш-тест Авторевю: «клетка» салона цела и невредима, перегрузки седоков неопасны, дверь открылась вручную — 8,9 балла

Некоторые результаты испытаний автомобилей Hyundai Accent, Лада Калина, Renault Logan и Renault Symbol (2002 г.)
Hyundai Accent Лада Калина Renault Logan Renault Symbol
Масса автомобиля*, кг 1271 1264 1247 1155 граница «зеле-ной» зоны граница «крас-ной» зоны
Параметр манекен водителя манекен пассажира ман. водит. ман. пасс. ман. водит. ман. пасс. ман. водит. ман. пасс.
Максимальная перегрузка головы**, g 58 38 99 64 71 67 50 68 72 88
HIC 595 237 1384 835 890 797 489 801 650 1000
Изгибающий момент шеи, Нм 20 13 58 36 19 40 13 30 42 57
Сжатие грудной клетки, мм 23 28 50 37 31 24 40*** 36*** 22 50
Наибольшая нагрузка на бедренную кость, кН 1,5 0,8 3,6 2,0 2,66 0,93 2,5 1,63 3,8 9,07
Наихудший критерий травмы голени TI 0,32 0,49 0,38 0,53 0,4 1,3
Деформация левой стороны кузова по горизонтали, мм
стойка лобового стекла 20 80 15 65 100 200
торец рулевой колонки 5 70 15 40 110
педали сцепления/тормоза 180/175 90/70 40/90 100/80 100 200
* С манекенами и аппаратурой
** Длительностью 3 мс
*** Приведенные к 21°С

Реклама

Новый кроссовер Great Wall H6 – полный привод в подарок! Скидка до 100 000 руб.!

Реклама

Независимость BMW X1 от 1 595 000 руб.! 20 автомобилей со специальным пакетом «Оптимальный» в подарок до 31 октября. Выгодный трейд-ин. ПТС в наличии! Успейте купить городской кроссовер.