Александр ДИВАКОВ, Юрий ВЕТРОВ | Фото Юрия Ветрова и Степана Шумахера

«Есть только один верный способ узнать все о влиянии амортизаторов на поведение машины — посвятить этому целый тестовый день на трассе».

Кэрролл Смит, Tune To Win, 1978 год

Десять лет назад наш первый тест амортизаторов стал откровением: мы и предположить не могли, что комплект стоек Koni или Sachs настолько преобразит обычную вазовскую «восьмерку» (см. АР №15, 1996). Теперь мы решили провести похожий эксперимент с хэтчбеком ВАЗ-2112. Прежде всего потому, что в России начали продавать амортизаторы Koni FSD, которые, если верить рекламе, положат конец извечному компромиссу между управляемостью и плавностью хода.

Сегодня у владельцев вазовских автомобилей десятого семейства, которым предстоит замена амортизаторов, широкий выбор — помимо «родных» деталей скопинского завода СААЗ на рынке есть масса других комплектов. Какие из них взять для теста? Поскольку ходовые испытания амортизаторов — это сложный и трудоемкий процесс, мы решили ограничить число участников цифрой пять (в 1996 году нас хватило на шесть комплектов).

Аналога амортизаторам Koni FSD нет — на сегодня это самый дорогой комплект (13 тысяч рублей), предназначенный не для спортивной, а для повседневной езды (в отличие, например, от «желтых» амортизаторов Koni Sport и Bilstein Sport/PSS9). Поэтому Koni в нашем тесте выступают «сами по себе», вне зачета.

В секторе недешевых амортизаторов (около 6 тысяч рублей за комплект) выбор немалый. Но мы взяли по одному комплекту Monroe и Sachs — как и десять лет назад. Это газонаполненные амортизаторы Monroe Reflex и Sachs Advantage — они, как и Koni FSD, тоже должны улучшать плавность хода наряду с управляемостью, но за меньшие деньги.

В «бюджетном» секторе мы сравниваем между собой тоже два комплекта — стандартные амортизаторы СААЗ и самые недорогие изделия новой, но популярной марки Finwhale (серия Basic). Оба комплекта без газового подпора. От мысли добавить сюда Bilstein «черной» серии Original мы отказались. Эти амортизаторы мы ставили на редакционную «двенадцатую» два года назад, но опыт оказался крайне неудачным: машина стала еще хуже заезжать в повороты, а тряска на неровностях соседствовала с раскачкой на волнах асфальта.

Владельцам «десяток» с неразборными стойками для установки передних «патронов» придется раскошелиться на комплект корпусов с гайками (около 1260 рублей)... ...а для установки передних патронов Koni стойки придется еще и дорабатывать — вставки крепятся болтом к днищу После смены амортизаторов мы каждый раз тщательно выверяли углы установки колес

Все амортизаторы, как обычно, куплены нами в магазинах запчастей. А в качестве агрегатоносителя мы взяли хэтчбек ВАЗ-2112 с пробегом в 63000 км — типичный образец машины десятого семейства в возрасте, подходящем для замены амортизаторов. Перед началом работ привели ходовую часть в порядок: поменяли наконечники рулевых тяг, верхние опоры стоек, устранили люфт в «рейке», проверили состояние всех сайлент-блоков, шаровых опор, подшипников и прочего. Новые пружины «оттарировали» — жесткость левых и правых должна быть строго одинаковой. Шины — «конвейерные», модели Кама-217.

Кстати, сначала мы хотели провести тест на редакционной Калине. Но рейд по столичным магазинам показал, что импортных амортизаторов на нее пока не предлагают. Теоретически для Калины с некоторыми оговорками может подойти подвеска от ВАЗ-2110 (на ВАЗе такая версия была испытана и даже сертифицирована для серийного применения). Но для нас такой вариант неприемлем.

Поэтому — старая (и, увы, не очень добрая) «двенадцатая».


Замена предварительно собранных стоек на подъемнике — дело быстрое: трое механиков справятся за полчаса

Сначала мы сняли на специальном стенде так называемые скоростные характеристики всех амортизаторов (зачем они нужны, читайте в отдельной сноске). А ездовые испытания состояли из четырех частей. Первое — измерения (профессиональным прибором Bruel&Kjaer) виброускорений на подушке водительского сиденья на булыжнике, гладком асфальте и типичной загородной дороге. Второе — «лосиный тест». Третье — маневр «поворот», где определялась надежность управления на дуге радиусом 35 метров. Скорость на «лосином тесте» фиксировалась оптическими створами, а в «повороте» — спутниковым прибором V-Box.

Четвертый этап — это субъективная оценка управляемости и плавности хода, которую трое экспертов давали после поездки в штатных режимах движения по фиксированному маршруту. Причем, как и десять лет назад, тесты были «слепыми» — эксперты не знали, какой именно комплект стоит на автомобиле в данный момент.

Не знали, но… Разница между некоторыми амортизаторами оказалась колоссальной! Как и десять лет назад на «восьмерке».

Нам попался очень удачный комплект стоек СААЗ: надежная и понятная управляемость сочетается с не самой плохой плавностью хода. Конечно, отклики «двенадцатой» на повороты руля «размазаны», весь пластик в салоне «разговаривает» на неровностях, легкий зуд от микропрофиля дороги не дает покоя задним пассажирам, а мелкие кочки отдаются ощутимыми толчками. Но общий уровень «подвесочного» комфорта получше, чем у многих иномарок-одноклассников. В итоге — почетное третье место. Хотя не исключено, что саазовские стойки растеряют свои положительные качества уже за первые 10000 км, как это было, например, на редакционной Калине.

Меняем стандартные амортизаторы на комплект Finwhale Basic, который стоит примерно столько же, и… Да, плавность хода стала лучше — «мелочь» полигоновских дорог почти незаметна, а крупные колдобины не так сильно сотрясают кузов. Но по управляемости — полный провал! Реакции стали еще более «резиновыми», крены выросли, объехать неожиданно возникшее препятствие стало гораздо труднее даже эксперту, уж не говоря об обычном водителе. Нет, как говорил великий спортивный комментатор Озеров, «такой хоккей нам не нужен».

Даже на 30 км/ч на тарированном булыжнике трясет нещадно — особенно с плохими амортизаторами

А что если доплатить и взять Monroe Reflex? Меняем комплект — и ужасаемся: «двенадцатая» превратилась в настоящий вибростенд! На кочках трясет настолько немилосердно, словно эти амортизаторы — для спорта. И профиль дороги машина отслеживает очень подробно. Может, управляемость стала лучше? Ничего подобного — к сильным запаздываниям добавилось стойкое нежелание менять намеченный курс. Передние колеса стали скользить намного раньше, а поведение в предельных режимах на дуге стало очень неоднозначным. Этот вариант вообще неприемлем.

Теперь — комплект Sachs Advantage. Мы не узнаем ВАЗ-2112! По плавности хода «двенадцатая» с этими амортизаторами может поспорить с хорошими иномарками. Любые неровности проглатываются очень мягко, а на раскачку нет и намека. И управляемость стала лучше: реакции на повороты руля стали быстрее, усилие на баранке — меньше и информативнее. Правда, настораживает склонность к заносу в предельных режимах — для многих водителей это может быть опасным. Но тем, кто умеет держать скольжения под контролем, «двенадцатая» на амортизаторах Sachs Advantage дает такую возможность. Это — наш выбор!

Конечно, превратить ВАЗ-2112 в породистую иномарку они не в силах, но «переплата» в 2180 рублей по сравнению со «стандартом» — вполне приемлемая цена за преимущества в комфорте без особых потерь в управляемости.

И, наконец, «волшебные» Koni FSD.

Аббревиатура FSD означает Frequency Selective Damping — «хитрые» клапаны должны обеспечить частотно зависимое демпфирование, позволяя сместить точку извечного подвесочного компромисса на новый уровень.

Управляемость — действительно волшебная! Конечно, если не забывать, что это ВАЗ-2112. Надежность управления высочайшая — и в штатных режимах, и на «лосином тесте», и на «повороте». Но плавность хода разочаровала: лишь предпоследний результат. Дискомфорт терпимый, но жестче только откровенно «провальный» комплект Monroe.

Как нам кажется, амортизаторы Koni заняли первое место в гипотетическом общем зачете (безотносительно ценовой категории) не благодаря своим «волшебным» клапанам FSD. А просто потому, что это — Koni.

Как обычно разрабатывают амортизаторы для рынка запчастей крупные фирмы — Monroe, Sachs, Delphi, KYB? Берут «родные» амортизаторы или их чертежи, получают у автопроизводителей скоростные характеристики (или измеряют их сами на стенде) — и подгоняют под них свои изделия. Иногда — с небольшой коррекцией. Например, создатели амортизаторов Monroe Reflex рассказывали нам, что делают характеристику чуть жестче заводской, чтобы компенсировать износ других деталей подвески автомобиля с пробегом (см. АР №11, 2006).

Огромные крены — фамильная черта всех переднеприводников из Тольятти

Но достаточно ли этого? Мы вместе с известным теоретиком настройки подвески Кэрроллом Смитом заявляем — нет, нет и еще раз нет!

Monroe, Delphi (и Finwhale), Bilstein обычной «черной» серии Original — все эти амортизаторы делают именно путем приблизительной подгонки стендовых характеристик. Но сами амортизаторы — разные. По конструкции клапанного узла, по вязкости масла, по другим параметрам… В итоге мы получаем лотерею. В ней можно выиграть — это в который раз демонстрирует фирма Sachs. Но, как правило, покупая подобные «теоретически разработанные» амортизаторы, все мы проигрываем. Причем никто не может сказать, в чем именно мы проиграем при замене: в плавности хода, в управляемости — или и в том и в другом (как в случае с Monroe).

А вот фирма Koni — дело другое. Голландские амортизаторы после первой стендовой подгонки проходят стадию ездовых тестов на «живом» автомобиле. Причем если Bilstein делает это только для «желтых» амортизаторов серии Sport, то Koni — для всех своих изделий без исключения. Амортизаторы Koni FSD — еще один пример. Так точно подобрать жесткость передних и задних амортизаторов, чтобы добиться близкой к идеалу характеристики поворачиваемости, без долгой и кропотливой настройки на дороге невозможно.

Но от амортизаторов FSD мы все-таки ожидали большего.

Cекрет «голландского демпфирования», которым славились амортизаторы Koni в XX веке, состоял в том, чтобы сделать амортизаторы как можно жестче при малой скорости поршня, точно подобрав соотношения «перед/зад» и «отбой/сжатие», и «распустить» клапаны, обеспечив отличную плавность хода. Вспомните «красные» Koni Special для «восьмерки» — десять лет назад они тоже заняли первое место по управляемости и лишь чуть-чуть уступили «серебряным призерам» Sachs по плавности хода.

Датчик виброускорений (мы его называем «блином») кладется на сиденье, а затем на него садится водитель

А что теперь? Голландские инженеры обещали, что «золотая» серия FSD по плавности хода превзойдет «красные» Koni Special. Но в случае с амортизаторами для машин «десятого» семейства это, увы, не подтвердилось.

Возможно, в этом частично виновен «агрегатоноситель» — ВАЗ-2112. Ведь в машины десятого семейства заложены очень критичные для управляемости конструктивные недостатки: податливость рулевого управления высока, а угловая жест-

кость подвески недостаточна — одними амортизаторами это не исправить. «Восьмерки» десятилетней давности были гораздо более «породистым» материалом для «игры» с амортизаторами, нежели нынешние «десятки»…



Суммарные среднеквадратические ускорения (м/с²) на разных видах покрытия

Профессиональный прибор Bruel&Kjaer измеряет виброускорения по всем трем направлениям в очень широком диапазоне частот, запоминая так называемые суммарные среднеквадратичные ускорения — это общий «фоновый» уровень тряски на неровностях. Увы, человек субъективно воспринимает отдельные единичные толчки острее, нежели прибор, именно поэтому экспертные оценки плавности хода всегда разнятся с результатами измерений.

Предельные скорости выполнения маневров, км/ч
Амортизатор Маневры
  «Лосиный тест» «Поворот»
Finwhale Basic 70,3 72,0
СААЗ 71,4 74,5
Sachs Advantage 71,2 73,4
Monroe Reflex 72,7 68,0
Koni FSD 73,2 75,0

Экспертные оценки Авторевю (по десятибалльной шкале)
Амортизатор Параметры
  «Лосиный тест» (20%)* «Поворот» (20%) Штатные режимы (20%) Плавность хода (40%) Комплексная оценка (100%)
Finwhale Basic 4,0 5,5 5,0 8,0 6,1
СААЗ 6,5 7,5 6,0 7,5 7,0
Sachs Advantage 6,2 7,0 5,8 8,5 7,2
Monroe Reflex 7,0 4,0 5,2 5,5 5,4
Koni FSD 7,5 8,0 6,5 7,0 7,2
* Данные в процентах отражают весомость параметра в комплексной оценке

Амортизатор и плавность хода

Как амортизатор влияет на комфорт?

При наезде на неровность пружина и амортизатор совместными усилиями вбирают всю энергию удара — идет ход сжатия. Когда колесо идет вниз (это ход отбоя), пружина и амортизатор уже действуют в противофазе: первая распрямляется, а второй сопротивляется удлинению пружины — и переводит в тепло запасенную энергию упругости.

Поэтому большее усилие демпфирования на сжатии делает толчки от неровностей сильнее, а чрезмерное усилие на отбой не позволяет подвеске «облизывать» ямы — машина проваливается в них в буквальном смысле слова. При слишком слабом демпфировании автомобиль раскачивается на пружинах как китайский болванчик.

Подпрыгивая на жестких неровностях (ступеньках асфальта, выбоинах и прочем), колесо перемещается быстро. Между тем усилие сопротивления в амортизаторе создается за счет перекачивания жидкости через специальные отверстия-дроссели — оно растет пропорционально квадрату скорости движения штока. Поэтому, чтобы амортизатор «не запирался» при быстрых ходах, в нем есть система перепускных клапанов, направляющих жидкость мимо дросселей. Предварительно оценить плавность хода на жестких неровностях можно по скоростной стендовой характеристике — за нее отвечает правая «высокоскоростная» часть графика, где скорость поршня больше 0,15 м/с.

Можно ли по форме скоростных характеристик амортизаторов однозначно сказать, какой будет плавность хода? Увы, нет. Например, кривые характеристик передних амортизаторов СААЗ, Finwhale и Monroe очень похожи. Между тем на дороге комплект Monroe гораздо жестче! Причем измерения виброускорений, которые мы проводили с помощью профессионального акселерометра, не сильно помогают оценке — человек все равно иначе чувст-

вует вибрации и толчки, нежели электроника. Амортизаторы Sachs Advantage по показаниям приборов далеко не самые комфортные на гладком шоссе — акселерометр бесстрастно фиксирует и суммирует небольшие всплески ускорений из-за самой большой жесткости на сжатие. Но субъективно это совершенно не ощущается — по экспертным оценкам плавности хода амортизаторы Sachs вышли в лидеры.

Koni FSD по значениям виброускорений ничуть не жестче других комплектов, но все эксперты дружно снизили голландскому комплекту оценки за плавность хода. Да и по характеристикам видно, что в высокоскоростной зоне (выше 0,25 м/с2) кривые голландских амортизаторов идут круче, что и стало причиной сильных толчков на кочках.

Так что комплексно оценить плавность хода можно только собственной «пятой точкой»: амортизаторный стенд и измеритель виброускорений — только помощники.


Амортизатор и управляемость

Стойка МcPherson с двухтрубным амортизатором
1 — шток, 2 — уплотнитель штока, 3 — корпус, 4 — компенсационный объем (воздух или азот, сжатый до 3 атм), 5 — рабочий цилиндр, 6 — поршень, 7 — масло, 8 — донный клапан

Каким образом амортизатор влияет на управляемость?

При любом динамическом перераспределении веса автомобиля, будь то крен при заходе в поворот, клевок на торможении или приседание на разгоне, пружины сжимаются и распрямляются. В таких режимах поршень амортизатора движется медленно, и клапаны в амортизаторе практически не работают.

При этом меняется нагрузка на каждое колесо. Как и с какой скоростью — зависит от амортизаторов. А нагрузка, помноженная на коэффициент трения, — это сила сцепления каждого колеса «в пределе». Если ее стало меньше у передних колес, то машина предрасположена к сносу, если у задних — к заносу. Яркий пример: чрезмерно жесткий на отбой задний амортизатор, не позволяя пружине быстро распрямиться, вызывает отрыв внутреннего колеса от асфальта, и машина уходит в занос.

Cтендовые характеристики помогают оценить влияние амортизаторов на управляемость только в первом приближении — об этом можно судить по низкоскоростной части кривых. Это так называемый дроссельный режим, когда поршень амортизатора перемещается со скоростью до 0,1 м/с.

В мире не наберется и сотни инженеров, которые досконально изучили влияние амортизаторов на управляемость, — это очень сложная область! Крутизна нарастания кривой, общий уровень усилия, перегибы характеристики из-за совместной работы клапанов и дросселей — все это гидродинамика высшего порядка, замешанная еще и на понимании работы шасси автомобиля.

Простой пример. Посмотрите, насколько важен баланс дроссельной «жесткости» передних и задних амортизаторов. Например, у комплекта Koni FSD этот баланс выверен идеально. Именно поэтому распределение углов увода между шинами обеих осей у «двенадцатой» было оптимальным во всех фазах поворота. В итоге и сносы передка невелики, и склонность к заносу задней оси минимальна. А вот на комплекте Sachs Advantage возникает глубокий занос — из-за слишком большого усилия задних амортизаторов на сжатие.


Так называемые скоростные характеристики снимаются на специальном стенде, который «качает» шток вверх-вниз, одновременно измеряя усилие демпфирования и плавно увеличивая частоту колебаний. Обратите внимание на «запилы» на характеристиках Koni FSD — это одно из проявлений работы частотно зависимых клапанов


Настройка на победу

Долгое время тайны работы подвески автомобиля, особенно гоночного, были за семью печатями. Например, даже не все инженеры-подвесочники, располагавшие специализированной литературой, придавали должное значение низкоскоростной характеристике амортизаторов и ее влиянию на управляемость.

Первым приоткрыл завесу Кэрролл Смит. Этот американский гоночный теоретик сам участвовал в соревнованиях с 1955 года, а с 1960 года переключился на инженерную и менеджерскую работу. Среди его подопечных, выигрывавших гонки по обе стороны океана, были такие великие чемпионы, как Марио Андретти, Денни Хьюлм и Жаки Икс. Первые же его книги Prepare to win («Подготовка к победе», 1975 г.) и Tune to win («Настройка для победы», 1978 г.) стали настольными для каждого уважающего себя гоночного инженера. Понятным языком Смит рассказал не только об особенностях управления спортивными автомобилями и их настройке, но и о сущности явлений, лежащих в основе работы всех элементов шасси. Вот что он пишет об амортизаторах: «Все, что нам нужно с точки зрения гашения колебаний, — это чтобы колеса имели постоянный контакт с дорогой, кузов не колебался и отклики машины были четкими и быстрыми. При этом мы не должны потерять чувствительность подвески из-за слишком большого усилия демпфирования. Амортизаторы влияют на скорость, с которой вес перераспределяется при сжатии пружин, и время, за которое происходит изменение развала при перераспределении веса. Они также влияют на развал и угол увода колеса, подавляя колебания подрессоренных и неподрессоренных масс и связанные с ними изменения развала». Смит наглядно показал и ошибочность мифа о том, что соотношение усилий на сжатие и отбой должно равняться единице, чтобы свести к минимуму изменение нагрузки на колесо. «Усилие на отбое должно быть больше, чем на сжатии, потому что на ходе сжатия поглощается инерция движения неподрессоренных масс, которые по определению меньше подрессоренных и к тому же не изменяются из-за динамических нагрузок».

А в последней своей «гоночной библии» Drive to Win, изданной в 1995 году, он указал истинную причину отказа от стабилизаторов на современных болидах — низкоскоростную характеристику амортизатора, регулируемую в очень широком диапазоне. Именно она во многом определяет характер поворачиваемости.


Koni FSD

Цена комплекта — 13300 рублей
Указанный производитель — Koni
Сделано в Голландии

Итоговая оценка — 7,2 балла

Гидравлические амортизаторы фирма Koni начала делать в 1945 году, а в 1972 году вошла в состав концерна ITT. Основная специализация — амортизаторы для тюнинга, а «конвейерные» поставки сейчас ограничиваются только мелкосерийными суперкарами: Lamborghini, Spyker… B России Koni предлагает для вазовских переднеприводников три линейки амортизаторов: «красные» Special для любителей комфорта, «желтые» Sport для тюнинга и «золотые» Koni FSD. Особенность амортизаторов Koni Special и Sport — регулируемое усилие сопротивления отбоя. Но новинка Koni FSD имеет нерегулируемые «хитрые» клапаны, которые изменяют усилие сопротивления в зависимости от частоты вибрации колеса, чтобы совмещать отменную управляемость с высокой плавностью хода без электронного управления.

Управляемость и впрямь на высоте. Излечить родовые болячки десятого семейства амортизаторы Koni, конечно, не в силах, но улучшить реакции на действия рулем и повысить пределы в поворотах способны вполне. На «лосином тесте» — самая высокая скорость (73,2 км/ч): благодаря точно выверенной жесткости передних и задних амортизаторов все шины работают максимально эффективно. А на затяжной дуге валкая «двенадцатая» и вовсе преподнесла сюрприз — сцепных свойств даже «скользких» шин хватало, чтобы машина вставала на два колеса, норовя перевернуться!

Единственная проблема по управляемости — появилась небольшая диагональная раскачка, вызывающая спрыгивание с траектории.

Правда, по плавности хода Koni уступили почти всем комплектам — жестче только Monroe Reflex. Зато подвеска «двенадцатой» обретает прямо-таки раллийную энергоемкость: голландские амортизаторы превращают чудовищные удары в округлые толчки.

Итог — победа, как и десять лет назад. Но Koni FSD — выбор обеспеченных ценителей активной езды, которые ставят управляемость выше комфорта.

Как и в обычных амортизаторах, в Koni FSD в основном работает поток масла через основной клапан (поток 1). Но через отверстие в штоке масло может проходить, минуя основной клапан, — через дополнительный клапан FSD, который работает только при ходе отбоя и снижает сопротивление, открываясь все больше и больше с ростом частоты возвратно-поступательных движений штока (поток 2). По уверениям голландцев, на хорошей дороге (при низкочастотных колебаниях подвески) амортизатор работает как обычно, а при высокочастотных колебаниях на плохой дороге усилие отбоя падает, одновременно увеличивая комфорт и улучшая сцепление колеса с покрытием. Во время теста мы этого, увы, не заметили
Вот что обещали создатели амортизаторов Koni FSD — совместить комфорт, свойственный серии Koni Special, с управляемостью серии Sport. Но обещание выполнено лишь наполовину — по плавности хода частотно зависимые Koni проигрывают даже штатным амортизаторам СААЗ

Sachs Advantage

Цена комплекта — 5620 рублей
Указанный производитель — Sachs Handel GmbH
Сделано в Германии

Итоговая оценка — 7,2 балла

Фирма Sachs образована в 1895 году и производит амортизаторы с 1930 года. Сейчас она входит в группу компаний ZF (Sachs, LEMFÖRDER, BOGE и ZF Parts) и выпускает 520 миллионов амортизаторов в год, большая часть которых идет на конвейеры автозаводов. Российским владельцам машин десятого семейства Sachs предлагает три серии амортизаторов: Touring — обыкновенные «двухтрубники» без газового подпора, Advantage — газонаполненные стойки с улучшенными характеристиками и Unlimited — тюнинговая серия для установки в подвеску с более жесткими пружинами.

ВАЗ-2112 на амортизаторах Sachs Advantage по плавности хода — что Lexus на пневмоподвеске! Вибраций никаких, мелких неровностей практически не ощущаешь, раскачка на волнах тоже отсутствует. И только заднему пассажиру слегка досаждает повторение профиля дороги.

При этом потери в управляемости по сравнению со стандартным вариантом совсем незначительные. Лишь чуть-чуть притупив реакции и чувствительность в околонулевой зоне, ВАЗ-2112 на амортизаторах Sachs охотно заныривает в крутые повороты, а диагональная раскачка отсутствует. На «лосином тесте» машина быстро реагирует на поворот баранки — до начала скольжений на 68,3 км/ч уворачиваться от «сохатого» легко и просто. Правда, с ростом скорости ВАЗ-2112 начинает игриво «вилять хвостом», что проявляется и в предельном повороте. Но занос отлично контролируется — криминала нет. Хотя такая изюминка придется по вкусу лишь водителям со спортивными наклонностями.

Так что Sachs Advantage — это изумительная плавность хода, неплохая управляемость плюс разумная цена.


СААЗ

Цена комплекта — 3440 рублей
Указанный производитель — Скопинский автоагрегатный завод
Сделано в России

Итоговая оценка — 7,0 баллов

Скопинский автоагрегатный завод (СААЗ) начал производить рычажные амортизаторы для грузовиков и автобусов в 1962 году, а с 1970 года в Скопине делают и телескопические амортизаторы для легковых автомобилей. Сейчас СААЗ входит в группу компаний СОК и поставляет амортизаторы на конвейеры всех отечественных автозаводов (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ) — это двухтрубные стойки без газового подпора. Газонаполненные амортизаторы только разрабатываются. Сейчас скопинские амортизаторы для рынка запчастей наконец-то стали упаковывать — правда, внутри невзрачных картонных коробок нет ни гаек, ни шайб, ни отбойников. Конструктивные изменения — с 2002 года передние стойки для переднеприводных ВАЗов стали неразборными.

Нам попался довольно удачный комплект — саазовские стойки не столь комфортны, как Sachs и Finwhale, но намного лучше «костотрясов» Monroe Reflex. Недостатки — постоянный зуд от микропрофиля дороги, ощутимые толчки от мелких неровностей и подробное повторение профиля дороги (машина переваливается с боку на бок). Управляемость заслуживает оценки «удовлетворительно»: ВАЗ-2112 намного живее реагирует на повороты руля, чем с амортизаторами Finwhale, и меньше кренится. При объезде внезапного препятствия реакции хоть и «размазанные», но точные и однозначные, а заносы не являются серьезным препятствием. Легкие скольжения начались только на 67,4 км/ч, а надежный контроль над автомобилем сохраняется вплоть до предельных скоростей — и на «переставке», и в повороте.

Так что скромные и доступные отечественные амортизаторы неплохо выступили даже на фоне именитых конкурентов. Если бы еще и качество было стабильным…


Finwhale Basic

Цена комплекта — 3760 рублей
Указанный производитель — Grunntech GmbH
Страна изготовления не указана (ориентировочно — Польша)

Итоговая оценка — 6,1 балла

Торговая марка Finwhale создана в 1998 году и принадлежит немецкому холдингу Grunntech GmbH, который заказывает запчасти на конкурсной основе у разных производителей. Поставляемые в Россию амортизаторы выпускаются на трех заводах концерна Delphi: в Польше, Бельгии и ЮАР. Для десятого семейства предлагается аж пять моделей: амортизаторы Basic максимально приближены к стандартным, Basic plus — с модернизированной конструкцией клапанного узла и улучшенным качеством покрытия штока и его уплотнения, Emotion — с иной характеристикой демпфирования. Замыкают линейку газонаполненные амортизаторы Dinamic и модернизированные Dinamic Plus. Мы выбрали для теста серию Basic без газового подпора — в качестве прямого «бюджетного» конкурента штатным амортизаторам СААЗ. Судя по штрих-коду, «наши» стойки Finwhale Basic сделаны на польском заводе Crosno (принадлежит Delphi).

По плавности хода «двенадцатая» на амортизаторах Finwhale Basic выигрывает у стандартного варианта — мелкие неровности почти неощутимы, крупные заметно сглажены. Но с ростом скорости на волнах асфальта, особенно коротких, машину начинает подбрасывать. А управляемость… Диагональная раскачка в поворотах практически отсутствует, но реакции на действия рулем становятся еще более вялыми, а крены — чрезмерными. На «лосином тесте» — самая высокая склонность к заносу и самая низкая предельная скорость (70,3 км/ч). В «повороте» ВАЗ-2112 «вываливался» за пределы траектории заметно раньше (на 2,5 км/ч), чем на «родных» амортизаторах. А еще водителю досаждают рывки на руле от крупных неровностей и вибрация на органах управления.

К сожалению, амортизаторы Finwhale Basic не настолько улучшают плавность хода, насколько ухудшают управляемость. Одна надежда — на более стабильное качество, нежели у скопинских амортизаторов.


Monroe Reflex

Цена комплекта — 6000 рублей
Указанный производитель — Tenneco Automotive
Сделано в Евросоюзе

Итоговая оценка — 5,4 балла

Бельгийская фирма Monroe выпускает гидравлические амортизаторы с 1926 года. Сейчас она входит в концерн Tenneco и является крупнейшим в мире производителем амортизаторов — 85 миллионов в год, 60% из которых отправляются на конвейеры всех ведущих автопроизводителей (Ford, DaimlerChrysler, Toyota, GM...).

На российском рынке Monroe предлагает три серии амортизаторов для «десяток» — все газонаполненные. Доступная серия Original в 2000 году сменила испытанные нами на «восьмерке» стойки Gas-Matic. Более дорогие амортизаторы Sensa-Trac с «хитрой» проточкой в корпусе призваны улучшить плавность хода при малых ходах подвески, а Monroe Reflex — поднять управляемость на новый уровень без потерь в комфорте за счет работы двухступенчатого клапана в поршне.

Но наш ВАЗ-2112 на амортизаторах Monroe Reflex трясло ужасно — как на вибростенде! Даже на гладком асфальте автомобиль очень подробно повторяет профиль дороги, подбрасывая ездоков на коротких волнах, что наиболее остро чувствуют задние пассажиры. Крупные неровности отдаются болезненными пинками, да еще и вырывают руль из рук.

Может, управляемость на высоте? Ничего подобного! Чрезмерно «тяжелый» руль, огромные крены, самый сильный снос передка в быстром повороте — он начинается уже при 65,0 км/ч, а резкая работа рулем срывает автомобиль в занос. На «лосином тесте» заносов не было, но объехать внезапно возникшее препятствие мешают высокое усилие на баранке, низкая чувствительность и ранние сносы.

Нет, такой Reflex нам не нужен…

В амортизаторах Monroe Reflex «хитрый» двухдисковый клапан работает только на ходе отбоя. Синяя тарельчатая пружина обладает малой жесткостью и открывает путь маслу к дроссельным отверстиям. Ее «преднатяг» создает быстрое нарастание усилия демпфирования. А жесткая зеленая пружина открывает маслу прямой путь при большой скорости штока, обеспечивая дегрессивность характеристики.
1 — уплотнение поршня,
2 — обойма с отверстиями,
3 — пакет дисков клапанов отбоя.
Стрелками показано направление потока масла на ходе отбоя