Олег РАСТЕГАЕВ | Александр ДИВАКОВ | Андрей МОХОВ | Иван ШАДРИЧЕВ | Ярослав ЦЫПЛЕНКОВ | Фото Олега РАСТЕГАЕВА

ExtremeContact, Norpolaris, Nordman…. Имя, бренд — вот что помогает продавать товар. Отдадим должное маркетологам: в искусстве нарекать шины звучными именами они преуспели — не имена, а сказки! А что сами шины? В поисках ответа мы приобрели семь комплектов зимних шин размерности 175/65 R14 — и, убедившись в исправности редакционного автомобиля ВАЗ-2112, приступили к испытаниям.

Замеры тормозного пути на льду выполняются с полной блокировкой передних колес. Задние тормоза отключены

Правда, по ходу «контрольных закупок» выяснилось, что новых моделей российского производства раз-два и обчелся (испытания проходили в феврале 2006 года). Раз — это Amtel NordMaster ST310 производства компании Amtel-Vredestein, а два — это Tunga ExtremeContact (компании Сибур). Остальные шины размерности 175/65 R14 уже побывали на наших тестах, причем есть среди них и откровенно старые модели, которым от роду по пять-шесть, а то и по десять лет. Нет, решили мы, старьем заниматься не будем, а закупим импортные модели «бюджетного» класса, которые представляют все больший интерес для владельцев ВАЗов и недорогих иномарок.

В итоге у нас оказались две корейские модели — Kumho I’zenwis KW19 и Nexen Winguard 231, чешские шины Barum Norpolaris, а еще новинка прошлого сезона, шины Nordman 2, о происхождении которых можно судить по надписям «Designed by Nokian Tyres» и «Made in PRC». Аббревиатура PRC — это не что иное, как КНР, так что на боковинах могла бы быть понятная и привычная надпись «Made in China». Но решили навести тень на плетень…

А в качестве внезачетного эталона мы купили комплект шин Michelin X-Ice North, которые победили в прошлогоднем тесте импортных зимних шин (АР №19, 2005).

Все шины — шипованные, а потому, чтобы все шипы заняли правильную позицию на своих местах и работали в полную силу, перед началом испытаний на каждом комплекте мы накатали по 500 км. Кстати, подобную обкатку в щадящем режиме мы рекомендуем делать всем, кто поставил на свою машину новые зимние шины. Во-первых, будут целее шипы, а во-вторых — машина. Ведь осенью ездить приходится чаще всего по асфальту, на котором мягкие зимние шины работают хуже летних, — нужно привыкнуть к увеличению тормозного пути, к более ленивым, растянутым реакциям автомобиля на управление.

Но перед обкаткой мы измерили глубину рисунка протектора, пересчитали все шипы и определили их вылет над поверхностью протектора. Отрадно, что в этом году все шины предстали перед нами с качественной ошиповкой — по крайней мере, на первый взгляд.

Собственно испытания начинаем, как всегда, с самого коварного зимнего покрытия — льда. На специально залитом участке полигона тормозим со скорости 50 км/ч до полной остановки. На скорости 52—53 км/ч с усилием, которое заведомо вызовет блокировку передних колес, водитель нажимает на тормоз и так — до полной остановки автомобиля. А задние тормоза мы отключаем вовсе — для чистоты эксперимента. Дело в том, что при торможении «в блок» автомобиль почти неминуемо разворачивает, причем разворачивает по-разному. Задние шины то попадают в колею, то не попадают — и оттого результаты «плывут» от заезда к заезду. А при торможении двумя передними колесами проблема снимается: измерительный комплекс Datron подтвердил высокую кучность результатов. Впрочем, состояние льда все равно меняется, поэтому время от времени мы проводим заезды на так называемых базовых шинах, чтобы потом скорректировать результаты с учетом изменения состояния льда, температуры воздуха и других факторов. К слову, «базовые шины» мы используем не только при измерении тормозного пути, но и во всех видах ледовых испытаний.

Оценка проходимости проводилась на площадке, засыпанной 20-сантиметровым слоем снега

После коррекции и пересчета на «торможение четырьмя колесами» получаем итоговые результаты. И тут — первый сюрприз: минимальный тормозной путь на счету шин Barum. А наш эталон, шины Michelin, — лишь на четвертом месте. Второе «открытие» — шины Tunga ExtremeContact, на которых ВАЗ-2112 скользит по льду, как на лыжах: на 13 метров дальше лидера! Точное название — в самый раз для любителей экстрима!

Теперь — разгон на льду на первой передаче с постоянной пробуксовкой. Беспристрастная аппаратура фиксирует время разгона с 5 до 35 км/ч. На этот раз обошлось без сюрпризов: впереди, причем с хорошим отрывом, Michelin, а замыкает список Tunga.

Следующий вид испытаний — «змейка» на льду. Наилучшие сцепные свойства в боковом направлении на счету шин Michelin, на втором месте — китайские шины Nordman 2, а на последнем — вновь Tunga: эти покрышки вчистую проиграли все тесты на льду.

На снегу замеры тормозного пути и времени разгона проводятся по той же схеме. Но расстановка сил, если не принимать во внимание эталонные шины Michelin, другая. Минимальный тормозной путь на снегу обеспечили корейские шины Kumho, а максимальный — тоже на счету «корейцев»: отличились покрышки Nexen. Лучшее время разгона на счету шин NordMaster, а худшее — опять же за корейскими шинами Nexen. Это явный аутсайдер на снегу. Впрочем, впереди еще тесты на управляемость.


На трассе управляемости в зачет идут время и экспертная оценка за надежность управления автомобилем

Эксперт-испытатель, преодолевая извилистую трассу на каждом комплекте шин, стремится показать лучшее время, а попутно выставляет субъективные оценки за удобство управления автомобилем. Казалось бы, если шины плохо разгоняются и тормозят, то нет и шансов заслужить сколько-нибудь высокую оценку за управляемость. Не тут-то было! На шинах Nexen трассу удалось пройти так же, как и на шинах Kumho. Впрочем, ни те ни другие и близко не смогли подобраться к результату, показанному на шинах Michelin. А в аутсайдерах на трассе управляемости вновь оказались шины Tunga.

— Автомобиль на них что корова на льду, то есть на снегу,— возмущались эксперты.

Поперечные сцепные свойства на льду мы оценивали на «змейке» с шагом 20 метров

Но снег бывает разной глубины — разгонялись и тормозили мы на укатанном снегу, а в России зимние шины многие покупают еще и для того, чтобы по глубокому снегу добраться к гаражу, к даче, а то и к подъезду во дворе. А потому в программу «российских» тестов мы включаем испытания на проходимость. Выбираем ровную площадку, покрытую примерно 20-сантиметровым слоем снега, и бороздим ее. Буксуем, застреваем, толкаем… Меньше всего проблем в глубоком снегу доставили шины Michelin: автомобиль очень уверенно движется по целине, причем и «внатяг», и с пробуксовкой. Неплохо проявили себя шины Amtel NordMaster. А больше всего неприятностей доставили корейские шины Nexen.

Закончив «зимнюю» часть программы, мы продолжили испытания весной, уже на свободных от снега и льда дорогах полигона. Для начала оценили уровень шума и плавность хода. Проезжая по одному и тому же маршруту, эксперты выставляли оценки по десятибалльной шкале. Высший балл за акустический комфорт получили шины Kumho и Nordman 2. А вот отечественные покрышки NordMaster, хорошо выступившие на зимних покрытиях, на асфальте оказались слишком шумными — только глухого не выведет из себя этот гул. Да и на плавность хода такие шины влияют хуже всего — самые «жесткие» в тесте. А самыми «мягкими» оказались покрышки Nexen — хоть в чем-то они хороши!

Тесты на проходимость требуют посторонней помощи

На асфальте мы измерили и выбег автомобиля — расстояние, которое ВАЗ-2112 проходит в свободном прямолинейном качении со скорости 130 км/ч до полной остановки. Это помогает оценить сопротивление качению разных шин, что является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на расход топлива. Кстати, чем качественнее изготовлены покрышки, чем ближе их форма к идеально круглой, тем при прочих равных больше величина выбега. Понятно, что в случае с зимними шинами заметное влияние на результат оказывает и рисунок протектора: ради лучших сцепных свойств его делают более «агрессивным», и зачастую это увеличивает сопротивление качению.

В этом виде испытаний шины Michelin вновь оказались лучшими. В «зачетной» группе легче всего катятся шины Tunga, а больше всего препятствовали качению шины Barum.

Заключительный вид испытаний — замеры тормозного пути на сухом асфальте со скорости 100 км/ч. Эти результаты особенно важны для тех, кто зимой много ездит по улицам крупных городов: если на покрытых льдом или снегом дорогах водители ведут себя осторожно, то по очищенным до асфальта улицам порой несутся так же быстро, как летом, забывая о скромных возможностях зимних шин. Если на летних шинах тормозной путь автомобиля ВАЗ-2112 со скорости 100 км/ч составляет 45—50 метров, то лучший результат в нашем тесте (он был показан на шинах Barum) — 58,2 метра! А на покрышках Nexen машина и вовсе остановилась через 66,8 метра! Так что держите дистанцию!

Разгон с постояной пробуксовкой — аппаратура фиксирует время набора скорости с 5 до 35 км/ч

Теперь, как обычно, мы пересчитываем результаты испытаний в баллы (по десятибалльной шкале). Затем суммируем баллы с учетом весомости каждого из показателей. Напомним, что в нашем тесте особенно ценятся баллы, набранные за сцепные свойства на льду и за проходимость. По итогам наибольший балл, как и ожидалось, набирают референсные шины Michelin X-Ice North. А лучшие в зачете — шины Barum Norpolaris. Хороший баланс потребительских качеств, да и цена вполне адекватна. Лишь немного им уступили отечественные шины Amtel NordMaster ST310. Рекомендуем. Корейские шины Kumho и китайские Nordman 2 — твердые середнячки. А вот на шинах Nexen и Tunga ExtremeContact мы бы ездить не стали.






Michelin X-Ice North

Размерность 175/65 R14
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Индекс грузоподъемности 82 (475 кг)
Конструкция радиальная, бескамерная,
с направленным рисунком протектора  
Масса, кг 8,1
Твердость резины по Шору 52 ед.
Глубина рисунка протектора, мм 10,1
Кoличество шипов 108
Потери шипов (в 4 шинах) 6
Вылет шипов, мм 1,0—2,7
Число линий ошиповки 10
Производитель Мichelin (завод в Италии)

Шины Michelin прекрасно справились с ролью эталона. Лишь при торможении на льду они оказались четвертыми, уступив шинам Barum, Kumho и отечественным NordMaster.

На шинах Michelin очень приятно ехать по скользкой извилистой трассе. Автомобиль беспрекословно выполняет все команды водителя, демонстрируя идеальный баланс между сносом и заносом.

Даже езда по глубокому снегу дается шинам Michelin без проблем. Возможно, и потому, что модель X-Ice North проектировалась с учетом российских условий эксплуатации. Напомним, что шины Michelin X-Ice North сегодня выпускаются не только в Европе, но и на заводе в подмосковном Давыдове.

Впрочем, и на солнце бывают пятна: по уровню комфорта и по сцепным свойствам на сухом асфальте шины Michelin показали средние результаты. Это еще раз доказывает, что идеальных шин не существует, — даже один из лидеров мировой шинной индустрии пока не может сделать шины, которые бы одинаково хорошо работали и на льду, и на асфальте.

+ сцепные свойства на льду и на снегу средние показатели комфорта
проходимость средние сцепные свойства на асфальте
управляемость  
Общая оценка: 9,3 балла

Barum Norpolaris

Размерность 175/65 R14
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Индекс грузоподъемности 82 (475 кг)
Конструкция радиальная, бескамерная,
с направленным рисунком протектора  
Масса, кг 7,2
Твердость резины по Шору 58 ед.
Глубина рисунка протектора, мм 10,0
Кoличество шипов 110
Потери шипов (в 4 шинах) 0
Вылет шипов, мм 1,2—2,6
Число линий ошиповки 8
Производитель Barum (завод в Германии)

Фирма Barum входит в состав концерна Continental и производит шины по немецким технологиям. А шины, принимавшие участие в нашем тесте, еще и сделаны на немецком заводе. Хорошие шины. Особо отметим их способность останавливать автомобиль на льду: всего восемь линий ошиповки, стандартное количество шипов, а тормозной путь — на 2,5 метра короче, чем на шинах Michelin!

Но на снегу эти шины работают хуже — это касается и динамики разгона, и динамики торможения: шины Barum выигрывают только у корейских Nexen. На извилистой трассе опять второй результат с конца — улучшить его помешали сносы передней оси. Но в глубоком снегу шины Norpolaris реабилитируются: ВАЗ-2112 уверенно бороздит целину и «внатяг», и с пробуксовкой.

Порадовали эти шины на асфальте — тормозной путь автомобиля оказался довольно коротким, а это значит, что шины Barum лучше других подходят для эксплуатации в крупных городах, где зимой асфальта под колесами больше, чем снега и льда.

+ сцепные свойства на льду управляемость на снегу
сцепные свойства на асфальте высокое сопротивление качению
управляемость  
Общая оценка: 8,4 балла

Amtel NordMaster ST310 K-263

Размерность 175/65 R14
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Индекс грузоподъемности 82 (475 кг)
Конструкция радиальная, бескамерная,
с направленным рисунком протектора  
Масса, кг 7,2
Твердость резины по Шору 60 ед.
Глубина рисунка протектора, мм 10,2
Кoличество шипов 112
Потери шипов (в 4 шинах) 2
Вылет шипов, мм 1,2—2,6
Число линий ошиповки 10
Производитель Amtel-Vredestein (Кировский шинный завод)

Похоже, реконструкция производства, которую проводит компания Amtel-Vredestein, дает результаты.

Шины Amtel обладают стабильно высокими сцепными свойствами на льду. А на снегу обутый в шины Amtel автомобиль разогнался с 5 до 35 км/ч быстрее всех. На снежной трассе экспертам понравился баланс между сносом и заносом: автомобилем легко управлять. Не спасовали шины Amtel и в глубоком снегу — автомобиль уверенно движется по целине и «внатяг», и с пробуксовкой, а если и завязнет, то легко выезжает задним ходом.

К сожалению, расплатой за хорошие сцепные свойства стал комфорт. На шинах Amtel NordMaster ST310 автомобиль очень жестко проходит мелкие неровности. С этим еще можно мириться. Труднее стерпеть неприятный низкочастотный гул, который в диапазоне скоростей от 40 до 90 км/ч заглушает все прочие звуки.

+ сцепные свойства на льду шум
сцепные свойства на снегу низкая плавность хода
управляемость на скользких покрытиях  
Общая оценка: 8,3 балла

Kumho I’zenwis KW19

Размерность 175/65 R14
Индекс скорости T (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности 82 (475 кг)
Конструкция радиальная, бескамерная,
с направленным рисунком протектора  
Масса, кг 7,9
Твердость резины по Шору 57 ед.
Глубина рисунка протектора, мм 10,0
Кoличество шипов 110
Потери шипов (в 4 шинах) 1
Вылет шипов, мм 1,3—2,5
Число линий ошиповки 10
Производитель Kumho (Южная Корея)

Корейские шины Kumho в очередной раз оказались в середнячках. Хотя в самом важном для зимних шин секторе испытаний — на льду — они показали себя с лучшей стороны. Так, на их счету второй результат в испытаниях «торможение на льду» — десять рядов шипов в паре с направленным рисунком протектора эффективно гасят скорость автомобиля. Хорош и разгон, чего не скажешь о восприятии поперечных нагрузок: на «змейке» экспертам удалось показать лишь шестое время.

На снегу те же проблемы: если в продольном направлении сцепные свойства нареканий не вызывают, то на трассе управляемости приходилось бороться с недостаточной поворачиваемостью. Автомобиль в самый неподходящий момент начинает скользить наружу поворота, что на полигоне приводит к потерям времени, а на реальной дороге может закончиться аварией. «Скользкие шины, наделяющие автомобиль плохо прогнозируемыми реакциями», — таково заключение экспертов.

В глубоком снегу шины Kumho работают средненько: можно ехать «внатяг», а вот пробуксовка ничего не дает — автомобиль закапывается в снег и садится на брюхо.

Зато к комфорту никаких нареканий — мягкие и тихие шины.

+ продольные сцепные свойства на льду управляемость на снегу
плавность хода поперечные сцепные свойства на льду
отсутствие шума при качении  
Общая оценка: 7,9 балла

Nordman 2

Размерность 175/65 R14
Индекс скорости T (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности 82 (475 кг)
Конструкция радиальная, бескамерная,
с направленным рисунком протектора  
Масса, кг 8,1
Твердость резины по Шору 57 ед.
Глубина рисунка протектора, мм 9,8
Кoличество шипов 124
Потери шипов (в 4 шинах) 1
Вылет шипов, мм 0,8—2,1
Число линий ошиповки 12
Производитель Китай

Шины Nordman первого поколения выпускались на Кировском шинном заводе. Рисунок протектора был разработан специалистами компании Nokian Tyres, но материалы и технологии применялись те же, что и для «обычных» отечественных шин. Такая схема производства получила название off-take. После «развода» компаний Nokian Tyres и Amtel (в состав последней входит Кировский шинный завод) производство шин Nordman было перенесено в Китай. Шины Nordman 2 отличаются более эффектным направленным рисунком протектора. Впрочем, эффектным — еще не значит эффективным. Несмотря на увеличенное количество выстроившихся в 12 рядов шипов, на льду эти шины демонстрируют посредственные сцепные свойства в продольном направлении. Хотя с восприятием боковых сил все обстоит неплохо — на «змейке» второе время.

На укатанном снегу средние результаты. А вот проходимость автомобиля на шинах с надписью «Designed by Nokian Tyres» компрометирует известное имя. Протектор плохо работает с пробуксовкой: чуть больше газа — и автомобиль закапывается. Хорошо, что хоть назад выезжает. Правда, с трудом.

Зато Nordman 2 — одни из самых тихих шин в нашем тесте. Жаль, что еще одна составляющая комфорта не столь хороша: плавность хода средненькая.

+ поперечные сцепные свойства на льду проходимость
отсутствие шума при качении продольные сцепные свойства на льду
Общая оценка: 7,8 балла

Nexen Winguard 231

Размерность 175/65 R14
Индекс скорости T (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности 82 (475 кг)
Конструкция радиальная, бескамерная, с направленным рисунком протектора
Масса, кг 7,7
Твердость резины по Шору 60 ед.
Глубина рисунка протектора, мм 10,7
Кoличество шипов 110
Потери шипов (в 4 шинах) 4
Вылет шипов, мм 1,0—2,5
Число линий ошиповки 10
Производитель Nexen (Южная Корея)

Корейские шины Nexen появились на российском рынке несколько лет назад, хотя свою историю компания Nexen Tyre ведет с 1956 года. Сейчас фирма агрессивно выходит на европейский рынок, предлагая покупателям полный спектр шин, включая шины для внедорожников и даже для спортивных автомобилей.

Несмотря на эффектный направленный рисунок и современные материалы (судя по рекламным буклетам, фирма Nexen использует в производстве и натуральные каучуки, и силику), шины Winguard 231 обладают посредственными сцепными свойствами на льду. А по продольным сцепным свойствам на снегу эти шины и вовсе худшие. Хотя на трассе управляемости стало ясно, что направленный протектор в виде елочки хорошо работает в поперечном направлении — второе время в абсолюте! Эксперты отметили хорошую прогнозируемость и стабильность поведения автомобиля в поворотах.

А главный минус этих шин в условиях российской зимы — беспомощное поведение в глубоком снегу. Малейшая пробуксовка колес — и автомобиль «ложится на грунт». Без помощников не выбраться.

Удивительно, что при посредственных сцепных свойствах на зимних покрытиях эти шины и на асфальте работают плохо, — в нашем тесте на их счету максимальный тормозной путь. И лишь с комфортом нет проблем: по оценкам экспертов, это самые «мягкие» шины. Да и шуму от них немного.

+ управляемость на снегу проходимость
комфорт продольные сцепные свойства на льду и на снегу
Общая оценка: 7,2 балла

Tunga ExtremeContact C-165

Размерность 175/65 R14
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Индекс грузоподъемности 82 (475 кг)
Конструкция радиальная, бескамерная, с направленным рисунком протектора
Масса, кг 7,3
Твердость резины по Шору 55 ед.
Глубина рисунка протектора, мм 10,0
Кoличество шипов 90
Потери шипов (в 4 шинах) 21
Вылет шипов, мм 1,0—2,7
Число линий ошиповки 6
Производитель Сибур (Уралшина)

Новая модель шин компании Сибур не оправдывает своего названия — ни о каком экстремальном контакте со льдом и снегом и речи не может быть! Это скорее экстремальное отсутствие контакта: по сравнению с лидером теста шины Tunga увеличивают тормозной путь на льду на 13 метров! И разгон самый медленный, и на «змейке» худший результат. А почему в каждой из этих шин установлено всего 90 шипов, на 20 штук меньше нормы?

На снегу шины Tunga работают лучше в продольном направлении, но в поворотах плохо держат автомобиль. На извилистой трассе машина то и дело отправляется в глубокие скольжения. Сами же скольжения плохо прогнозируются: в одном и том же повороте автомобиль может уйти наружу траектории в сносе, а может провалиться в занос.

В глубоком снегу шины тоже не блещут — плохо гребут, когда едешь с пробуксовкой. Хорошо хоть, что после остановки можно выехать задним ходом.

А вот на асфальте есть контакт: при торможении удалось показать второй результат. И катится автомобиль неплохо — по дистанции выбега лучше них только шины Michelin.

К прочим недостаткам стоит отнести высокий уровень шума.

Шины ExtremeContact произвели впечатление не зимних, а всесезонных. Но тогда зачем им шипы?

+ тормозные свойства на асфальте низкие сцепные свойства на льду
низкое сопротивление качению управляемость
  шум
Общая оценка: 7,0 балла

Результаты испытаний
Параметры Весомость параметра в общей оценке Шины
Michelin X-Ice North Barum Norpolaris Kumho I’zenwis KW19 Nexen Winguard 231 Nordman 2 Amtel NordMaster ST 310 K-263 Tunga Extreme-Contact C-165
Испытания на льду 35%
Тормозные свойства 15% 9 10 9 8 8 9 5
Разгонная динамика 10% 10 9 9 9 8 9 6
Поперечные сцепные свойства 10% 10 8 7 8 8 8 6
Испытания на снегу 15%
Тормозные свойства 10% 10 7 8 6 8 8 8
Разгонная динамика 5% 9 7 9 7 8 10 8
Испытания на кольцевой трассе 10%
Скорость прохождения 5% 10 7 8 8 8 8 6
Надежность управления 5% 10 7 7 8 8 8 6
Проходимость 15% 10 8 7 5 6 9 7
Испытания на асфальте 25%
Плавность хода 5% 8 8 9 10 8 7 9
Акустический комфорт 5% 9 9 10 9 10 6 8
Тормозные свойства 10% 6 10 6 5 7 7 8
Сопротивление качению 5% 10 7 7 7 9 9 10
Общая оценка 100% 9,3 8,4 7,9 7,2 7,8 8,3 7,0

Реклама

25 лет Lexus. Особые условия при покупке Lexus. Приходите в Лексус-Коломенское с 1 по 30 сентября и разделите этот праздник с нами.

Реклама

Месяц ŠKODA Rapid в АСЦ на Таганке! Только выгодные предложения: кредит 5,9%, специальные цены на аксессуары, пакет «комфорт» в подарок.