Константин СОРОКИН, Виталий ЖАМАЛЕТДИНОВ | Фото авторов и Степана ШУМАХЕРА

У скандинавского короля Харальда Первого Гормссона, правившего на земле викингов в Х веке, было прозвище Синезубый. Говорят, из-за того, что он очень любил чернику. Но след в истории этот монарх оставил не столько благодаря своей синезубой улыбке, сколько тем, что улучшил отношения с Римской империей и объединил народ Дании с населением шведской провинции Сконе (Скания). В конце XX века прозвище Харальда Первого получило вторую жизнь: специалисты компании Ericsson присвоили имя Bluetooth (от англ. blue tooth — «синий зуб») новому протоколу передачи данных, тоже призванному объединять. Только не людей, а электронные устройства. Король Харальд Первый и мечтать не мог о той популярности, которую завоевал нынешний Bluetooth.

Любой школьник знает, что с помощью протокола Bluetooth можно быстро загрузить в свой мобильник новую мелодию, создать в компьютере резервную копию записной книжки, установить связь с «наладонником», принтером или телефоном приятеля… Главное удобство в том, что для сопряжения электронных устройств не требуются соединительные кабели и прямая видимость. Обмен информацией происходит по радиоканалу, причем в автоматическом режиме, и именно эта особенность протокола Bluetooth позволила производителям аксессуаров для сотовых телефонов облегчить жизнь разговорчивым водителям: практически все современные устройства hands free — «синезубые». Можно отвечать на звонки, вообще не прикасаясь к телефону, причем сам аппарат пусть лежит хоть в багажнике — шведская технология радиообмена обеспечивает десятиметровую дальность связи.

Удобно? Не то слово! А еще — безопасно и законопослушно.

Персональная bluetooth-гарнитура — самый доступный способ для «развязывания рук» за рулем автомобиля. Надевать ее можно на любое ухо, а для людей, носящих очки, существуют конструкции без клипсы — в ушной раковине они держатся за счет трения. Стоят такие устройства от 50 до 250 долларов

Напомним, что в 2001 году в Правилах дорожного движения появился пункт, запрещающий водителям «пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук». Чиновники, придумавшие такую формулировку, видимо, не знали, что в подавляющем большинстве современных мобильных телефонов подобное устройство уже есть (называется оно «громкая связь»), и вдобавок забыли внести соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях — наказание за «телефонное рукоблудие» за рулем по-прежнему не предусмотрено.

Функция громкой связи — вещь действительно полезная. С ее помощью, например, можно проводить селекторные совещания или подключать к разговору находящихся рядом собеседников. Но вот за рулем… Даже дорогие «музыкальные» трубки, отличающиеся приличным качеством воспроизведения голоса и чувствительным микрофоном, с ролью автомобильного громкоговорящего устройства справляются плохо: шум в салоне вынуждает повышать голос и даже мирную беседу приходится вести на повышенных тонах. Какая уж тут безопасность! Но, если мобильный телефон поддерживает протокол Bluetooth, выход найти можно.

Спикерфон, который крепится на солнцезащитный козырек, удобнее устройств с питанием от гнезда прикуривателя за счет лучшей акустической ориентации микрофона. Но висящую под потолком коробочку придется периодически заряжать

Первым делом мы решили опробовать «сережку» — персональную bluetooth-гарнитуру, которая надевается на ухо. Такие устройства предлагают практически все производители мобильных телефонов и аксессуаров к ним, а на нашем рынке особенно популярной стала продукция компании GN Mobile (торговая марка Jabra). Очень удобная штуковина! Она не сковывает движений, не требует никакой коммутации, обеспечивает полную конфиденциальность разговора и может использоваться вне автомобиля: на человека, разговаривающего «с самим собой» на улице, давно уже никто не обращает внимания. Раздражает лишь то, что отвечать на звонки приходится «вслепую» и всем подряд — дисплея у bluetooth-гарнитуры нет, так что опознать звонящего нельзя. Еще «сережки» не приглушают звук магнитолы в машине и не позволяют набирать номер (исключение составляет тандем bluetooth-гарнитуры и телефона с функцией голосового набора). Но если подавляющую часть вашего трафика составляют входящие звонки, то с этими недостатками вполне можно мириться. Только ни в коем случае не покупайте первый попавшийся наушник! Аксессуар этот почти интимный, так что при выборе стоит покапризничать. Прежде всего убедитесь, что приглянувшаяся гарнитура совместима с вашим мобильным телефоном и оснащена DSP-процессором (он подавляет шумы и повышает разборчивость речи). Наденьте клипсу на ухо и попробуйте понажимать кнопки на ощупь. А теперь тряхните головой. Слетела? Тогда примеряйте следующую. Вес наушника тоже имеет значение. С одной стороны, он не должен оттягивать ухо, с другой — не быть пушинкой (слишком легкую гарнитуру легко обронить и не заметить, мы это проходили!).

В магазинах, торгующих аксессуарами для мобильных телефонов, встречаются так называемые bluetooth-спикерфоны — устройства размером с две пачки сигарет, предназначенные для использования в салоне автомобиля ($100—150). Спикерфон — это моноблок с динамиком, микрофоном и кнопками управления, который вставляется в гнездо прикуривателя или крепится с помощью пинцетного зажима за солнцезащитный козырек. На первый взгляд, решение гениальное: прицепил — и разговариваешь. Однако если ваши подружки имеют привычку звонить когда вздумается, то от такого решения лучше отказаться — в противном случае «синезубая» коробочка может спровоцировать семейный конфликт. Ведь мало того что спикерфон не умеет идентифицировать входящие звонки, он и голос звонящего транслирует на весь салон! Но примерным семьянинам такой вариант сгодится. Спикерфон с установкой в гнездо прикуривателя питается от бортовой сети автомобиля, но расположен низко: разговаривать приходится, рефлекторно опуская голову, а это небезопасно! Поэтому мы рекомендуем устройства с «прищепочным» креплением на козырек, имеющие более выгодную акустическую ориентацию. Их, правда, придется периодически заряжать.

Еще один вариант громкой связи — автомобильная магнитола с bluetooth-модулем. На первый взгляд, симбиоз класс­ный: номер абонента высвечивается на дисплее, при поступлении вызова музыка автоматически приглушается, а набирать номер и листать записную книжку можно с помощью кнопок основной клавиатуры или используя пульт дистанционного управления. Но с конфиденциальностью разговоров здесь проблемы похлеще, чем у спикерфонов: «торчащий» аккурат посреди салона экран как магнит притягивает взгляды пассажиров. Подумайте: быть может, некоторые контакты в записной книжке стоит переименовать? А еще bluetooth-магнитолу нельзя установить на автомобиль с уже имеющейся «родной» (штатной) аудиосистемой, а таких среди новых иномарок уже большинство.

Bluetooth-модуль может быть встроен в «однодиновую» магнитолу или автомобильный мультимедийный центр. Набирать номер удобно, разговаривать тоже. Однако о конфиденциальных переговорах придется забыть: номер звонящего виден пассажирам, а звук транслируется через динамики аудиосистемы

А может, раскошелиться на специализированный «синезубый» комплект громкой связи или оговорить наличие bluetooth-модуля при заказе автомобиля? С точки зрения эргономики такой вариант самый выигрышный. Все компоненты системы hands free спрятаны, GSM-модуль подключен к внешней антенне, джойстик установлен под рукой, а экран, отображающий информацию, тактично развернут к водителю — даже если вам нечего скрывать от пассажиров, им ведь совсем не обязательно знать, с кем вы разговариваете. По сервисным возможностям интегрированному комплекту hands free тоже нет равных. А если окажется, что система еще и поддерживает профиль rSAP (Remote SIM Acces Profile)… Поначалу эта штуковина может напугать, потому что попавший в ее bluetooth-ловушку мобильник чахнет на глазах: чернеет экраном, впадает в кому… Пальцы судорожно нажимают кнопки, глаза ищут зарядку… Дело в том, что технология rSAP дает комплекту hands free право на прямое обращение к SIM-карте телефона и копирование с нее всех сетевых настроек. Как только садишься в автомобиль и включаешь зажигание, комплект громкой связи тут же превращается в полный «клон» мобильника, а лежащая в кармане трубка отключает свой GSM-модуль и «засыпает», экономя энергию батареи. После выключения зажигания соединение с hands free разрывается — и телефон восстанавливает собственную связь с сотовой сетью. Очень удобно!

Но и более простые системы (самые известные производители в Европе — французская фирма Parrot и немецкая FWD) работают тоже здорово, делая разговор по телефону за рулем вполне безопасным.

Дисплей с джойстиком устанавливается в любое удобное место на передней панели, а «мозги» — под пластик. Если опасаетесь воров, то попросите установщиков спрятать видимые компоненты системы hands free. Например... в пепельницу!

Получается, что выбор очевиден? Не торопитесь! Специфика российского рынка мобильной связи может перечерк­нуть все достоинства продвинутых автомобильных комплектов. И если вы уверены в том, что система hands free в машине вам необходима, то приходите к продавцам оборудования с заранее заготовленной шпаргалкой, требуя ответов на конкретные вопросы.

Первым делом надо выяснить степень совместимости понравившегося комплекта с вашим мобильным телефоном. Она должна быть стопроцентной: в спецификации следует искать не похожую или «соплатформенную» модель, а именно вашу трубку — иначе возможна некорректная работа. Умеет ли bluetooth-модуль «цеплять» имена из записной книжки телефона или при входящем звонке отображает на дисплее только номер абонента? А если умеет, то понимает ли кириллицу? Ведь при «кривой» русификации (системы hands free или телефона) вместо имени звонящего вы увидите на дисплее абракадабру. Во время демонстрации голосового набора поинтересуйтесь у продавцов, по какому принципу распознаются команды. Например, системы громкой связи Parrot «отслеживают» интонацию, с которой человек произносит фразы. Так называемую метку в память французского устройства можно записать на любом языке, однако в исполнении другого водителя или сидящего рядом пассажира знакомая голосовая команда может быть проигнорирована. Немецкие комплекты FWD не только запоминают «метки», но дополнительно оснащаются системой распознавания речи. Произносим: «Редакция», — и комплект громкой связи набирает закрепленный за этой голосовой командой номер 958-06-01. Это набор по «метке». Если же в записной книжке телефона нет номера, по которому требуется позвонить, а отвлекаться на «мануальный» набор не хочется, то набрать номер можно голосом, но только на английском языке (его фонетические особенности сводят к минимуму ошибки). Произносим: «one-two-three-four-five-six-seven», — и потом: «Dial!» Комплект громкой связи набирает номер 123-45-67, а сидящие в салоне пассажирки произносят: «Вау!» Умение продвинутых комплектов громкой связи распознавать человеческую речь действительно впечатляет, но мы не уверены, что за систему с «музыкальным слухом» стоит доплачивать от 150 до 200 долларов. Тем более что незнакомый номер можно набрать и с клавиатуры.

Микрофоны, которыми комплектуются автомобильные системы громкой связи, имеют направленную характеристику, так что их акустическая ориентация играет большую роль. Оптимальное место установки микрофона — на левой передней стойке кузова Комплект hands free, поддерживающий профиль rSAP, «клонирует» мобильный телефон владельца. Беспроводный джойстик общается с центральным блоком тоже по протоколу bluetooth
Обратите внимание на размер кнопок — эргономика специализированных автомобильных систем hands free продумана до мелочей!

Еще одним важным качеством автомобильного комплекта громкой связи является возможность обновления его «софта». Каждую неделю в салонах сотовой связи появляются новые модели телефонов, модные смартфоны «пухнут» от количества функций, технология Bluetooth постоянно совершенствуется… А мы периодически теряем мобильники или просто не можем устоять перед соблазном купить себе очередной «крутой» телефон. Но гарантии того, что обновка будет корректно работать с установленным в машине модулем, нет никакой: полной совместимости оборудования, работающего по протоколу Bluetooth, добиться пока не удалось. И чтобы при смене мобильного телефона не оказаться у разбитого корыта, выясните у продавцов, позволяет ли данный комплект громкой связи обновлять свое программное обеспечение? А если при покупке автомобиля вы заранее оговариваете его комплектацию и заказываете штатный bluetooth-модуль, то таким же вопросом стоит озадачить и сотрудников автосалона.

Напоследок о безопасности. Несмотря на то что протокол Bluetooth отличается высоким уровнем криптозащиты, владельцам «синезубых» телефонов и особенно смартфонов не стоит забывать о «мобильных вирусах», которые становятся реальной угрозой для многих операционных систем. Зараженный мобильный телефон может самопроизвольно начать звонить по номерам платных услуг, рассылать сообщения с зараженными файлами, менять шрифт, быстрее обычного разряжать аккумулятор, а может и «поделиться» с подсоединившимся «синезубым вампиром» содержанием своей записной книжки. Чтобы исключить несанкционированный доступ к аппарату по bluetooth-каналу, следует включить функцию обязательной аутентификации соединений с новыми беспроводными устройствами. Кроме того, существует и так называемый невидимый режим, когда bluetooth-модуль работает только с разрешенными устройст­вами и не «пеленгуется» другими. И, конечно, не забывайте о безопасности за рулем: каким бы удобным ни был комплект громкой связи, водитель все равно отвлекается на разговор.  


Кстати…

Инициатором разработки протокола беспроводной передачи данных, получившего название Bluetooth, стала шведская компания Ericsson. В 1999 году была создана техническая группа Bluetooth Special Interest Group (BSIG), в которую вошли также корпорации IBM, Intel, Toshiba и Nokia. Сегодня в составе BSIG более 2100 участников, в числе которых практически все производители мобильных телефонов и аксессуаров.

Для передачи информации по протоколу Bluetooth используется свободный от лицензирования ISM-диапазон (Industry, Science and Medicine), работающий на частотах 2,4—2,48 ГГц. В основе технологии лежит алгоритм формирования спектра сигнала FHSS (Frequency Hopping Spread Spectrum), использующий широкополосные сигналы со скачкообразной перестройкой частоты). Несущая частота сигнала скачкообразно меняется в псевдослучайной последовательности с частотой 1,6 кГц. Метод FHSS устойчив к широкополосным помехам, а также отличается простотой и низкой стоимостью реализации.

На сегодняшний день устройства Bluetooth подразделяются на три класса. Класс 1 — с выходной мощностью 100 мВт и радиусом действия 100 м, класс 2 — 2,5 мВт и 10 м, класс 3 — 1 мВт и 1 м соответственно. В мобильных телефонах, bluetooth-гарнитурах и автомобильных комплектах громкой связи чаще всего используются модули второго класса.

Безопасность при работе протокола обеспечивает алгоритм аутентификации и генерации ключа SAFER+, а для закрытия передаваемых данных используется технология поточного шифрования.

Реклама

Выгодная весна ŠKODA! ŠKODA в апреле выгода до 160 000 руб. АСЦ на Обручева.

Реклама

Volkswagen Tiguan с новыми опциями по специальной цене от 918 600 руб. Индивидуальные условия при покупке в кредит.