Юрий ВЕТРОВ, фото автора

На спидометре редакционной Калины уже больше 60000 км. Несмотря на внушительный список поломок, она исправно помогает мне во всех редакционных делах, наматывает километры с высокой средней скоростью 63 км/ч и даже оставила немало резины в асфальте Северной петли — до Нюрбургринга и обратно Калина доехала без проблем. Почти без проблем.

Мне нравится Калина. Во всяком случае, за те 13 месяцев, что я езжу на купленном за 245000 рублей голубом седане, я привык к нему. И искренне считаю, что среди всех бюджетных машин стоимостью до $10000 (Chevrolet Lanos, Chery Amulet, Daewoo Nexia и все вазовские машины, кроме новой Приоры) Калина — лучший выбор за эти деньги для не-столичных жителей.

Она абсолютно неинтересна угонщикам и сотрудникам ГАИ. Салон вместителен — запас пространства для ног задних пассажиров лишь на сантиметр меньше, чем у «десятки». Практичная тканевая обивка сидений за два года не потеряла товарный вид и по-прежнему приятна на ощупь. Кузовная арматура для отечест­венной техники на редкость надежна: все ручки-кнопочки исправно выполняют свои функции. Единственного «дезертира», тягу блокировки задней правой двери, водрузили на место по гарантии. Багажник невероятно вместителен: четыре колеса размерности 225/45 R17 или 19 десятилитровых канистр помещаются в него без проблем. А удобная трансформация заставляет поверить в то, что и седан может быть очень практичным.

Мне нравится эргономика Калины. Удобные кресла, красивые и хорошо читаемые приборы, точный маршрутный компьютер. Звуковые сигнализаторы зад­ней передачи и малого уровня топлива на редкость ненавязчивы. После того как стерся технологический облой, ручки управления микроклиматом стали вращаться легко и информативно. Мощная печка — еще одна «пятерка» в зачетку Калины: в тридцатиградусный мороз в салоне тепло и на второй скорости вентилятора, распределение потоков четкое. Обзорность великолепна. Жаль только, что крупные зеркала утратили способность к регулировке из салона после 25000 км пробега, а в ненастную погоду боковые стекла забрасывает грязью.

Радует мощный и тяговитый мотор. Экономичность могла бы быть и получше: 6,5 л/100 км на трассе и 8,5 л — в городе. Ради эксперимента пару раз заправлялся суррогатным топливом марки АИ-92 — двигатель нормально работает и на такой гадости. Здоровья ему это не прибавляет, так что я предпочитаю заливать АИ-95 на фирменных заправках. Свечи легко отрабатывают положенные 30000 км. Единственный долив 300 мл масла понадобился после того, как я совершил марш-бросок на 6000 км в Германию и обратно со средней скоростью 107 км/ч. Из мелких неприятностей — отказ датчика положения распредвала на 58000 км. Но Калина с горящей лампой Check Еngine спокойно доездила до ТО-60000, во время которого заодно поменяли зубчатый ремень и ролик его натяжителя.

Комфортная и энергоемкая подвеска — то, что нужно для российских колдобин. Я даже ни разу не пожалел об отсутст­вии мощной защиты моторного отсека — 185 мм клиренса и энергоемкая подвеска выручали не раз. Ее преи­муществами я пользуюсь на полную катушку: там, где все ползут «шепотом», Калина идет ходом. Но даже в таком режиме шаровые опоры и передние амортизаторы сдались только к 60000 км. Хотя задние стойки были еще боеспособны, поменяли весь комплект — дабы не нарушать баланс управляемости, обусловленный соотношением «жесткости» амортизаторов на обеих осях.

Но испытание скоростью немецких автобанов оказалось для Калины жестче родных ям в полколеса на трассе Москва—Тольятти…

Кстати, забавно было наблюдать за реакцией иностранцев. В Польше народ еще помнит марку Лада, и на каждой заправке начинались бесконечные расспросы. Что за мотор, сколько жрет, будет ли дизель, сколько подушек, есть ли АБС, кондиционер... В Германии каждый второй тоже заинтересованно разглядывал Калину. Но интерес был другого рода — что за неведома зверушка? Вы бы видели глаза немцев, сидевших в знаменитом кафе Grune Holle на въезде на Нюрбургринг, когда Калина выкатилась на трассу…

Северную петлю Лада одолела. Шины Cordiant свистели отчаянно, но протектор выжил. Тормоза не перегрелись — Калина просто не может разогнаться до «взрослых» скоростей, когда нужно жест­ко осаживать. Но закипел двигатель! Еще на автобане, где Калина на удивление легко держала 150 км/ч и на прямых горизонтальных участках разгонялась до 170 км/ч по спидометру, в жаркую погоду стрелка указателя температуры приближалась к границе красной зоны — чувст­вовалось, что «мощностного» запаса у системы охлаждения нет. А уже на первом длинном прямике Нордшляйфе пришлось врубить печку на полную катушку — чтобы не перегреть мотор.

Частички перемолотого шестернями магнита быстро привели в негодность большинство деталей коробки передач Причина отказа передних амортизаторов — повреждения хромировки штоков. На СААЗе уверяют, что в этом виноваты московские противогололедные реагенты. Но хрома задних стоек их губительное воздействие не коснулось. Странно…

Да и управляемость Калины… Поребрики лучше не атаковать — кинематическое подруливание длинноходной подвески велико. Поворачиваемость в среднескоростных поворотах (100—130 км/ч) избыточная. Если не гасить заносы в зародыше, то Калина «висит» в поперечном скольжении очень долго. И, конечно, реактивное действие на руле «никакое» — приходится рулить «на ощупь». Даже несмотря на то что по моей просьбе так называемый кастер, или угол продольного наклона оси поворота передних колес, при регулировке был увеличен до максимально разрешенных полутора градусов.

Но главная проблема — трансмиссионная. Еще до выезда на Нюрбургринг настораживал усилившийся гул, как мне показалось, выжимного подшипника: выключаешь сцепление — пропадает. Но вскоре внутри коробки «захрюндило и зафардыбачило» так, что возникли тревожные мысли об эвакуаторе. По возвращении в Москву подтвердились худшие предположения — это шумели шестеренки.

А гарантия уже кончилась…

«Вскрытие» коробки показало, что причиной бед стал магнитик, призванный собирать стружку на дне картера. Его или не заложили в штатное место под специальный прилив, или раскололи при сборке, когда по гарантии меняли шестерни второй передачи. На безлимитном автобане мощный поток масла, поднимаемый шестернями, увлек его наверх… В итоге — молотый магнитный абразив в масле. Одновременно с новой коробкой в сборе (за 16500 рублей) поменяли и ведомый диск сцепления (900 рублей), который был изношен на 60%.

Второй комплект передних тормозных колодок отходил втрое больше первого — 45000 км. Их поменяли вместе с дисками, неравномерно изношенными задними колодками и тормозной жидкостью на ТО-60000. С колодками марки Начало педаль обрела желанную информативность, но при малейшем попадании грязи тормоза начинают истошно скрипеть.

Китайские бескаркасные щетки Rinco (900 рублей за комплект), установленные вместо штатных, поначалу радовали бесшумной и качественной очисткой. Но первый же 14-часовой ресурсный тест под проливным дождем по дороге в Питер и обратно провалили — водительская щетка стала «мазать». На морозе китайские щетки обмерзали намного меньше каркасных аналогов, но безбожно скрипели. В конце февраля они скорбно завершили свой путь: пассажирская щетка улетела, а водительская через неделю развалилась в буквальном смысле слова — не выдержали концевые замки. Сменившие их отечественные бескаркасные щетки Хорс Акробат (660 рублей за комп­лект) после трех месяцев пришли в негодность: левая щетка утратила один концевой замок, а правая — изрядную долю своей упругости.

Штатные шины Cordiant после 30000 км пробега покрылись массой маленьких «грыж» и «утяжек» — и мы поменяли их на Michelin Energy. Импортные покрышки лучше цепляются за сухой и мокрый асфальт, скольжения становятся более прог­нозируемыми и развиваются плавнее — надежность управления повысилась на порядок. К тому же на шинах Michelin Калина не так нервно реагирует на колеи. Комфорт тоже улучшился: в салоне стало тише, и пластик не так сильно скрипит — вибрации уменьшились.

Кстати, тезис «дешевые колеса — плохие колеса» подтвердили и зимние шипованные шины Brigestone Ice Cruiser. Они слабо цепляются за снег и лед, безбожно «плавают» по асфальту и способны заглушить своим гулом все богатство звуков, издаваемых Калиной. Ресурс тоже не ахти: после 30000 км «ледяные круизеры» превратились в нешипованные, а высота протектора не превышала 4 мм.

Великолепный головной свет позволяет очень уверенно ездить ночью. За по­следние 45000 км перегорели лишь лампы ближнего света в левой фаре и стоп-сигнала в правом фонаре. Но на морозе дважды лопалось стекло правой фары.

С электрикой проблем почти нет (по «отечественным» меркам) — разве что при пробеге 57000 км развалился моторчик омывателя. Безвинно замененный по гарантии генератор (см. АР №15, 2006) «умер» всего через 4000 км. Второй гарантийный источник тока, установленный на 20000 км, пока жив и здоров.

Кузов сопротивляется коррозии. Сколы на передних крыльях даже не пожелтели, легкий налет ржавчины на передних стойках не прогрессирует. Вот только металл крыши, похоже, обрабатывали по иной технологии: пара сколов предательски корродирует. От маленького скола на лобовом стекле буквально за день расползлась огромная трещина: пришлось менять. Отколовшийся от балкона кусочек облицовки оставил вмятину на капоте — рихтовали и красили. Жерт­вами неаккуратной парковки «по зеркалам», когда я не заметил навеса телефонного аппарата, стали крышка багажника и задний фонарь. А после того как не хватило каких-то сантиметров тормозного пути, пришлось вновь красить капот, бампер и менять левую фару. За счет страховки КАСКО весь кузовной ремонт выполнялся быстро и качественно, больше трех дней Калина в ремзоне не стоя­ла. Проблем с запчастями и очередями на ремонт нет. Но ориентировочная стоимость всех визитов в кузовной цех (около 40000 рублей) все же значительно меньше тех 70600 рублей, что мы отдали за двухлетнюю страховку КАСКО.

Фирменным вазовским сервисом может быть доволен только очень терпеливый человек. В гарантийный период мы обслуживали машину на московской СТО компании Автомир на улице Озерная. В техцентре нет даже собственной мойки, проход к площадке выдачи автомобилей — через грязную ремзону. При этом стоимость ТО-15000 Калины такая же, как у Audi A4: денег, оставленных там за три регламентных ТО, хватило бы на самостоятельную замену дефектной коробки! Качество работ — на «два» с минусом: перепрограммирования штатной сигнализации, отказавшейся слушаться брелока, хватило всего на месяц. Дабы не мучиться в дальнейшем, поставили охранный комплекс Fortress за 10375 рублей. При замене по гарантии заклинившей трапеции стеклоочистителя поводок водительской щетки установили так, что она вылетала за пределы лобового стекла. Поэтому по окончании гарантии (35000 км) я стал обслуживать машину в небольшом сервисе у знакомого мастера — так поступил бы любой здравомыслящий владелец вазовской техники. К примеру, ТО-45000 стоило там всего 2632 рубля. Страшно подумать, в какую фантастическую сумму обошелся бы последний масштабный ремонт, если бы мы делали его в Автомире.

Стекло правой фары трескалось в мороз без видимых причин уже дважды — не иначе сглазили

Но и без этого за 60000 км сумма затрат на ТО и ремонт набежала внушительная: 67348 рублей или рубль и 12 копеек на каждый километр. Редакционный Renault Logan обходится гораздо дешевле — 39 копеек за километр. Но Chevrolet Aveo дороже — 1,24 руб./км. Причем если суммировать все расходы (страховка, дополнительное оборудование и шины), то соотношение сохранится: Калина — 4,34 руб./км, Logan — 3,23 руб./км, Aveo — 4,72 руб./км. При этом мне повезло: я избежал массы проблем, которые живописуют владельцы Калин. Не познал мучений с электроусилителем и трудностей с электрикой, у моей машины не лопались пружины…

Обидно: Калина за свои деньги отлично подходит для российских дорог. Если бы не пресловутое качество.

Расходы на эксплуатацию автомобиля Лада Калина
Пробег, км Работы и материалы Сумма, руб.
2950 ТО-1 (диагностика, замена моторного масла, регулировка углов установки колес, замена прокладки клапанной крышки) 5488
2950 подгиб защиты нейтрализатора гарантия
10140 регулировка тросов замка капота и «ручника», проверка тормозных колодок, замена лампы указателя поворота в заднем фонаре 1273
10140 работы по заводским предписаниям 43-2005 и 52-2005 отзыв, гарантия
15365 ТО-2 (диагностика, замена моторного масла, регулировка фар, замена салонного фильтра, замена передних тормозных колодок) 6500
15365 ремонт КПП (замена шестерни и муфты синхронизатора второй передачи, подшипника вторичного вала), замена генератора и реле вентилятора двигателя гарантия
16240 проверка углов установки колес 572
16240 замена ремня генератора гарантия
16240 замена щеток стеклоочистителя 900
20600 замена генератора гарантия
22700 замена лобового стекла и правой фары, рихтовка и окраска капота страховка
29960 замена правой фары страховка
29960 ТО-3 (диагностика, замена моторного масла, замена свечей, замена салонного, топливного и воздушного фильтров, регулировка фар, замена лампы в фаре, замена лампы стоп-сигнала в заднем фонаре) 7934
30276 перепрограммирование сигнализации 343
33414 замена трапеции стеклоочистителя гарантия
34500 замена крышки багажника и заднего фонаря страховка
38900 замена щеток стеклоочистителя 660
44228 ТО-4 (диагностика, замена моторного масла, замена салонного фильтра, регулировка углов установки колес, регулировка тросов замка капота и «ручника») 2632
55000 замена левой фары, окраска бампера и капота страховка
56500 замена моторчика омывателя 100
59600 ТО-5 (диагностика, замена моторного масла, замена свечей, замена салонного, топливного и воздушного фильтров, регулировка фар, регулировка углов установки колес, замена амортизаторов, замена ремня и натяжного ролика ГРМ, замена охлаждающей жидкости, замена передних и задних тормозных колодок, тормозных дисков и тормозной жидкости, замена КПП, замена кронштейна опоры КПП, замена датчика положения распредвала) 40946
Итого на ТО и ремонт 67348 (1,12 руб./км)
Прочие расходы страховка КАСКО (2 года) 70600
магнитола с установкой 4455
шины Brigestone Ice Cruiser 175/70 R13 (4 шт.) 7965
шины Michelin Energy 175/70 R13 (4 шт.) 5400
сигнализация с установкой 10375
салонные коврики 675
бензин АИ-95 (4866 л, средний расход 8,11 л/100 км) 93523
Итого расходов 260341 (4,34 руб./км)

Реклама

SKODA Rapid + 5 лет гарантии + Путешествие на Формулу 1 в Сочи! АвтоСпецЦентр Марьино!

Реклама

Volkswagen Jetta Conceptline – цена от 629 000 руб. Снижены цены на комплектации Trendline, Comfortline и Highline. Кредит от 5,9% годовых.