Фан-буст и дисквалификация: как Лукас ди Грасси потерял победу на этапе «электроформулы» в Мехико

Фото: FIA Formula E

Вслед за Формулой-1 в столицу Мексики пожаловали и участники первенства Formula E. Главной особенностью пятого этапа серии стало то, что североамериканская трасса – не городская, а большей частью проложена по стационарному автодрому, где проходят полноценные гоночные уик-энды. Увы, напрашивающееся сравнение оказалось далеко не в пользу электроболидов: на большой дуге Перальтада в боевом режиме они ехали так медленно, как это обычно делают в Формуле-1 на круге почета!

Трибуны стадиона в Мехико заполнены – посещаемость мексиканского этапа была на высоте

При этом надежды на скорую прибавку в мощности пока что не оправдываются. Организаторы сначала отсрочили принятие решения о свободной конструкции аккумуляторных батарей, а недавно и вовсе отказались от идеи вводить конкурентную борьбу в этой области. Производить батареи будет монопольный поставщик, а это явно замедлит прогресс, и планы по преодолению всей 40-минутной гонки без смены электромобиля, видимо, придется отложить на более дальнюю перспективу.

Пока же для наглядной демонстрации преимуществ электромотора, проявляющихся на разгоне, нужно насытить трассу огромным количеством шикан: при таком рваном ритме заезд и впрямь смотрится динамичнее. Правда, с шириной трассы в шиканах в Мехико было совсем неважно, а малейшая ошибка приводила к непредсказуемым последствиям. В квалификации Нельсон Пике даже разбил машину. Правда, поданная «придворными» обозревателями, как серьезная, авария на самом деле была самой обычной – скорость электроболида попросту не особо высока по сравнению с нормальной гоночной техникой.

Впрочем, для большинства зрителей, собравшихся на огромных трибунах мексиканского стадиона, это было просто хорошее субботнее развлечение для всей семьи: за время 40-минутной гонки пилоты проехали мимо них целых 43 раза! Ну а самим гонщикам для этого пришлось изрядно покрутить руль: на 2,1 километра трассы тут пришлось аж 18 поворотов.

Электромобили наступают: вслед за гоночными на трассу входят и легковые. Специально для нового чемпионата Electric GT World Series свою модель S P85+ готовит фирма Tesla. Непонятно, правда, каким боком четырехдверный седан относится к миру GT, но мухлеж с вывесками пусть останется на совести организаторов

Мексике везет на чемпионаты FIA. Всего неделю назад здесь гостили раллийные звезды из WRC – и вот уже фанаты автоспорта осаждают трибуны на гонках электромобилей. Конечно, разнообразить высокооктановое зрелище, доступное местным любителям высоких скоростей, было любопытно чем-то новым. Так что заезд чемпионата Formula E был принят весьма горячо, хотя страна, в которой за последние несколько лет продали лишь около 200 электромобилей, все еще очень далека от идей о переводе транспортного парка на электричество. С возобновляемыми источниками энергии тут тоже не все здорово: по проценту этих источников в общей энергосистеме Мексика находится где-то наравне с Македонией. Поэтому, с точки зрения «электрификации» транспорта, выбор Мехико в качестве «хозяина» одного из этапов чемпионата Formula E был не самым очевидным.

Да и заезд, надо сказать, надежд не оправдал: узкие повороты просто не оставляли шансов гонщикам порадовать зрителей обгонами. Пилоты еще на тренировке поняли, что отыграться по ходу заезда будет проблематично, поэтому квалификация была как никогда важна. Оттого и был так расстроен лидер чемпионата, швейцарец Себастьен Буэми, допустивший помарку во время своей решающей попытки – до этого-то он был стабильно быстрейшим.

Электромобиль команды Aguri, впервые выступавший в Мексике в цветах нефтяной компании Gulf (которая ассоциируется в первую очередь с топливом, а уж потом со смазочными материалами), выглядел весьма неоднозначно

Сразу после старта обозначилась группа явных фаворитов: команды Dragon, Renault e-dams и Abt Audi в полном составе оторвались от преследователей. На фоне их сражения в очередной раз провально выступил прошлогодний чемпионский коллектив NEXTEV из Китая. Правда, Оливер Терви и обладатель первого электротитула Нельсон Пике-младший опять были самыми экономными. Однако толку от этого не было никакого – плелись они в самом хвосте пелотона. Так что недавний проблеск надежды, когда на одном из этапов представителям китайской команды удалось зацепиться за десятку, так и остался исключением в череде неудач.

Предыдущие заезды электроболидов уже приучили зрителей к весьма живому развитию событий, но на сей раз все было иначе. На атаку в группе лидеров до пит-стопа решился только Лукас ди Грасси, жестковато обошедший Николя Проста в борьбе за второе место. Даже после смены машины произошла всего лишь одна перестановка: тот же Прост пропустил вперед напарника по команде, Буэми. Причем, судьям показалось, что в этот момент команда выпустила француза из гаража слишком опасно, из-за чего сыну четырехкратного чемпиона мира пришлось совершать штрафной проезд.

Та самая первая шикана, где произошли все самые важные события в гонке

Развязка же борьбы за первое место вышла некрасивой. Для начала ди Грасси на стартовой прямой воспользовался кнопкой «ускорения», которое он заработал благодаря зрительскому голосованию, и опередил лидировавшего Жерома д’Амброзио. Все та же «придворная» пресса окрестила маневр «слип-стримом», вводя в заблуждение читателей: опережение стало возможным исключительно благодаря короткому увеличению мощности электродвигателя. Как потом Буэми ни старался задействовать тот самый слип-стрим, ничего у него не вышло – слишком мала скорость электроболидов, чтобы подобный эффект возымел действие. Да и при длинных прямых выныривание из-за спины соперника ничего не дает в плане прибавления мощности электромотору, которому для работы свежий воздух не нужен.

Даже с «фан-бустом» Лукас ди Грасси обгонял лидера буквально на грани, срезав первую шикану (а до этого он еще несколько раз проезжал ее по прямой). Такой маневр не остался незамеченным Буэми, который затем испробовал буквально все, чтобы опередить д’Амброзио. В какой-то момент швейцарец даже уткнулся в корму его машины и все-таки протиснулся вперед, тоже срезав злосчастную первую змейку. Бельгиец отреагировал эмоционально, но сам не рассчитал ответный маневр и в Пиральтаде забрал слишком широко, чем воспользовался Прост, поравнявшись с ним на следующей прямой. Сумятицы в происходящее добавил Буэми, который решил вернуть позицию д’Амброзио из боязни схлопотать штраф за срезку трассы. По иронии, для возвращения второго места сам Жером тоже прошил шикану насквозь.

Радость Лукаса ди Грасси оказалась преждевременной. Судьи дисквалифицировали его за недовес электроболида, и теперь бразилец серьезно отстал от Буэми в личном зачете

Как оказалось после технической инспекции, такой странный размен позиций определил победителя гонки: финишировавшего первым Лукаса ди Грасси судьи дисквалифицировали за недовес машины! Команда Abt Audi, которая активно экспериментирует с размещением инвертера переменного тока ради экономии веса на проводах, протест подавать не стала.

Объявленный победителем Жером д’Амброзио заложил фундамент успеха в квалификации, а затем провел безупречную гонку. Не его вина, что для обгона бельгийца соперникам приходилось срезать трассу

Пока мексиканские болельщики оценивают свои впечатления от такого неоднозначного зрелища, караван Формулы-Е отправляется в США. Шестой этап первенства состоится через три недели на городской трассе в Лонг-Бич.

Чемпионат FIA Formula E
Положение после пяти этапов
Личный зачет:

Место Гонщик Страна Электромобиль Очки
1 Себастьен Буэми Швейцария Renault Z.E. 15 98
2 Лукас ди Грасси Бразилия Abt Schaeffler FE01 76
3 Сэм Берд Великобритания Virgin DSV-01 60
4 Жером д'Амброзио Бельгия Venturi VM200-FE-01 58
5 Лоик Дюваль Франция Venturi VM200-FE-01 44
6 Николя Прост Франция Renault Z.E. 15 38
7 Робин Фряйнс Голландия Spark SRT_01E 31
8 Стефан Сарразан Франция Venturi VM200-FE-01 30
9 Ник Хайдфельд Германия Mahindra M2Electro 27
10 Антониу Феликс да Кошта Португалия Spark SRT_01E 16

Командный зачет:

Место Команда Страна Очки
1 e.DAMS-Renault Франция 136
2 Dragon Racing США 102
3 Audi Sport ABT Германия 92
4 DS Virgin Racing Великобритания 66
5 Mahindra Racing Индия 39
6 Andretti Formula E США 31
7 Venturi Монако 30
8 Auguri Япония 20
9 NEXTEV TCR Китай 14

Рекомендованные статьи