Полноприводный Москвич и другие: чем запомнилась горная гонка в Туапсинском карьере?

Фото: Виктория Котляр

Второй из десяти этапов открытого чемпионата Краснодарского края по горным гонкам (ОЧКК), носивший название «Туапсинский карьер», был примечателен сразу по нескольким причинам. Во-первых, состоялся он на марафонской для «подъемов на холм» дистанции. Длина участка, на котором соревновались спортсмены, составила рекордные для серии 6,2 километра, хотя обычно протяженность трасс не превышает и пяти! А во-вторых, в соревновании близ села Кривенковское состязались представители сразу пяти регионов – в гости к краснодарцам пожаловали пилоты из Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Ростовской области и даже Москвы. Всего же на старт вышли 35 участников, что, по нынешним временам, весьма и весьма неплохо.

В 2015-м Алексей Сычев дебютировал в горном чемпионате на мотовездеходе Can-Am Maverick. Новая дисциплина пришлась молодому сочинцу по душе – и в межсезонье он сменил технику на куда более серьезную

По сравнению с первым этапом ОЧКК, который прошел в феврале в местечке Лермонтово, длина пелотона увеличилась почти вдвое. Ровная и широкая гравийная трасса привлекла сразу десяток гонщиков-любителей на «серийных» машинах, да и спортсмены на автомобилях с каркасом безопасности порадовали высокой «явкой». В рядах последних наблюдалось приятное разнообразие по части техники – от Mitsubishi и Subaru до Жигулей и Волг. А еще в зачете горной гонки впервые стартовал полноприводный… Москвич – хэтчбек АЗЛК-2141, который краснодарец Парур Атанесян «подружил» с четырехцилиндровым турбодвигателем и трансмиссией от Audi!

Правда, особых лавров уникальный автомобиль и его пилот на первый раз не снискали – Атанесян показал лишь 14-е время по сумме двух лучших попыток, которая идет в зачет спортсменам в горных гонках. Ну а на первых ролях в Туапсинском карьере были спортсмены на более традиционных полноприводных машинах. Борьба за «золото» получилась очень жаркой: серебряный призер ОЧКК 2015 года, представитель «трех бриллиантов» Владимир Перевозный, опередил молодого «субариста» Алексея Сычева лишь на мизерные 0,3 секунды!

В отличие от гонки в Лермонтово, где Владимир Перевозный выиграл на своем «праворульном» Лансере очень легко, на втором этапе пилоту из Новороссийска пришлось выложиться по максимуму

А что же бессменный чемпион Краснодарского края, Сергей Пиджаков? Туапсинец планирует вступить в сражение за награды на своей Mitsubishi лишь со следующего, апрельского этапа горной серии. Однако и в Кривенковском Сергей тоже появился – за рулем седана ВАЗ-2110 своего земляка Владлена Бытина. Два туапсинца были заявлены в разные зачеты – это допускается правилами, равно как и «дележ» спортсменами одного автомобиля. Однако выступление чемпиона, увы, закончилось еще до старта основных заездов: в квалификации Пиджаков перевернул «десятку», после чего гонка лишилась сразу двух пилотов.

Туапсинский карьер находится на вершине горы Невеб, а основой для трассы гонки стала подъездная дорога к нему. На фото – «десятка» Владлена Бытина и Сергея Пиджакова

Не увидел финишный флаг и еще один опытный спортсмен – Леонид Чернов из Горячего ключа был вынужден отказаться от борьбы из-за проблем с двигателем на Калине. Это, увы, не лучшим образом сказалось на качестве интриги в самом массовом 1600-кубовом классе Н-2: никто из оставшихся пилотов так и не смог бросить перчатку первому лидеру сезона, Аскеру Хоконову из села Георгиевское Туапсинского района. Зато спор за «серебро» вышел на загляденье – лишь в последней попытке Павел Розов из Черкесска опередил сочинца Алексея Медведева. Остается лишь сожалеть о том, что на втором этапе ОЧКК не стартовал ни прошлогодний чемпион класса Н-2, туапсинец Игорь Пономарев, ни традиционный возмутитель спокойствия в этом зачете, Андрей Самотей из Анапы.

Аскер Хоконов проводит лишь свой второй сезон в горных гонках, однако именно он, похоже, будет главным претендентом на чемпионство в 1600-кубовом зачете

А вот «младшая» категория Н-1, в которой собрана 1400-кубовая переднеприводная техника и заднеприводные машины отечественного производства, напротив, порадовала солидным пополнением: на старт вышел чемпион России по ралли 1999 года в зачете Волга Андрей Полетаев! Для столичного ветерана, выступавшего на ГАЗ-31105 сочинца Ашота Калайджяна, эта была первая гонка после многолетнего перерыва. Однако Полетаев, как оказалось, по-прежнему держит сухим порох в пороховницах: москвичу хватило всего двух зачетных попыток, чтобы стать вторым в классе и показать десятое время в «абсолюте»!

Поскольку Андрей Полетаев и Ашот Калайджян выступали на одной машине, у каждого из них было только по две зачетных попытки – против трех у «единоличников»

Правда, с лидером зачета Н-1, Андреем Мазурком из кубанской станицы Платнировская, выступавшим на куда более легком ВАЗ-2112, Полетаеву с «наскоку» поспорить все же не удалось. А вот с остальными «одноклассниками» Андрей расправился более, чем уверенно – даже бронзового призера, краснодарца Артема Лапу на «восьмерке», он обставил почти на полминуты. Очень бы хотелось увидеть столичного «волгаря» и на следующих этапах горной серии – ведь только такие опытные спортсмены, как он, могут задать настоящие ориентиры для пилотов нового поколения.

Андрей Мазурок оказался быстрейшим среди семи участников в категории Н-1

Самым малочисленным из спортивных зачетов оказался в Туапсинском карьере двухлитровый класс Н-3: он собрал на старте лишь четырех участников, а без технических проблем до финиша добрались лишь двое. Владельцы мощной раллийной техники ожидаемо оказались лучшими в «моноприводе», а спор между краснодарцами Владимиром Харченко (Renault Clio Sport) и Николаем Копыриным (Honda Civic Type-R) в этот раз завершился в пользу первого.

Весь прошлый сезон Владимир Харченко «приручал» новый для себя хэтчбек Renault Clio Sport. И, судя по результатам последних горных гонок, этот процесс увенчался успехом!

В двух из трех «серийных» классов имена будущих победителей были понятны уже после первого зачетного подъема: в полноприводном зачете вне конкуренции оказался новороссиец Николай Бойко (Subaru Impreza), а в 1600-кубовой группе – сочинец Дмитрий Чуприн на «восьмерке». И лишь в средней «весовой» категории Ст-2 Андрею Хархарьяну, выступавшему на навороченной Ладе Приоре, пришлось попотеть на пути к высшей ступени пьедестала: опередить «восьмерку» Константина Голубева из Новороссийска ростовчанину удалось лишь в финальной, третьей попытке.

Андрей Хархарьян и его «серийная» Лада Приора

На следующих этапах горного чемпионата Краснодарского края «стандартников» должно собраться ощутимо больше – ведь они пройдут не на гравии, а на более щадящем для серийной техники асфальте. Мини-сериал из пяти подряд гонок на твердом покрытии откроют 16 апреля соревнования на легендарном спецучастке Гизель-Дере, который в прошлом не раз входил в маршрут туапсинских этапов Кубка России по ралли.

Горная гонка Туапсинский карьер
Открытый чемпионат Краснодарского края, 2-й этап
Кривенковское (Краснодарский край), 19 марта
Абсолютный зачет:

Место Гонщик Город Автомобиль Зачет Время
1 Владимир Перевозный Новороссийск Mitsubishi Lancer Evo VIII Абс. 9.25,7
2 Алексей Сычев Сочи Subaru Impreza WRX STi Абс. 9.26,0
3 Владимир Харченко Краснодар Renault Clio Sport H-3 9.39,6
4 Николай Копырин Краснодар Honda Civic Type-R Н-3 9.49,8
5 Аскер Хоконов Георгиевское ВАЗ-2112 Н-2 10.11,1
6 Павел Розов Черкесск ВАЗ-21123 Н-2 10.38,2
7 Алексей Медведев Сочи ВАЗ-21083 Н-2 10.38,5
8 Андрей Синякин Краснодар Volkswagen Polo GTi H-2 10.43,2
9 Андрей Мазурок Платнировская ВАЗ-2112 Н-1 10.44,0
10 Андрей Полетаев Москва ГАЗ-31105 Н-1 10.56,1

Рекомендованные статьи